Найти в Дзене

Что происходит с мозгом, когда мы смотрим видео на скорости х2?

Смотреть видео на скорости х2 стало почти нормой — особенно у студентов и тех, кто привык жить в ритме «побыстрее бы все сделать и отдохнуть». Лекции, подкасты, обучающие ролики — все летит в два раза быстрее, а мы радуемся, что экономим время и «прокачиваем» мозг. По статистике, почти 9 из 10 студентов крутят учебные видео на ускорении. Кажется, сплошная польза: больше знаний за меньше времени, меньше скуки, выше концентрация. Но все ли так гладко? Что по этому поводу думают ученые? По данным Science Alert, когда мы смотрим или слушаем что-то, мозг старается не просто «слышать», а именно понимать сказанное. Сначала он пытается «распаковать» каждое слово, потом связать его с контекстом, а уже после — отправить в рабочую память. Все это занимает доли секунды, но при ускоренном темпе мозг начинает работать на пределе. Это как если бы вы пытались читать бегущую строку, которая мчится с удвоенной скоростью — вроде все видно, но усвоить сложно. Наша рабочая память — не бездонный мешок. Она
Оглавление

Смотреть видео на скорости х2 стало почти нормой — особенно у студентов и тех, кто привык жить в ритме «побыстрее бы все сделать и отдохнуть». Лекции, подкасты, обучающие ролики — все летит в два раза быстрее, а мы радуемся, что экономим время и «прокачиваем» мозг. По статистике, почти 9 из 10 студентов крутят учебные видео на ускорении. Кажется, сплошная польза: больше знаний за меньше времени, меньше скуки, выше концентрация. Но все ли так гладко? Что по этому поводу думают ученые?

Как работает память человека

По данным Science Alert, когда мы смотрим или слушаем что-то, мозг старается не просто «слышать», а именно понимать сказанное. Сначала он пытается «распаковать» каждое слово, потом связать его с контекстом, а уже после — отправить в рабочую память. Все это занимает доли секунды, но при ускоренном темпе мозг начинает работать на пределе. Это как если бы вы пытались читать бегущую строку, которая мчится с удвоенной скоростью — вроде все видно, но усвоить сложно.

Наша рабочая память — не бездонный мешок. Она ограничена, и когда в нее поступает слишком много информации за короткое время, она просто «переполняется». Ученые называют это когнитивной перегрузкой.

В таком состоянии мозг не успевает сохранить полученные данные в долгосрочную память. Иными словами, вы вроде как «посмотрели», но через день полученная информация улетучивается.

На какой скорости лучше смотреть видео

Исследования подтверждают: если вы смотрите лекции или обучающие видео на скорости до 1.5x — все более-менее нормально. Потери в качестве запоминания минимальны, всего пара процентов. Но вот начиная с 2x, эффект уже ощутимо хуже. В одном крупном исследовании студенты, смотревшие видео на 2.5x, запомнили в среднем на 17% меньше, чем те, кто смотрел в обычном темпе. То есть вы сэкономили время, но потратили его зря — результат почти как у человека, который вообще не учился.

А что насчет пожилых людей? Оказывается, для них ускоренные видео — почти испытание. У людей старше 60 рабочая память уже не такая гибкая, и потому они особенно сильно теряют в качестве запоминания при быстрой подаче информации.

Можно ли натренировать мозг

Есть мнение, что мозг можно «натренировать» — мол, если регулярно слушать на х2, он со временем привыкнет. Но пока это только догадки. Ученые не уверены, становится ли человеку реально легче с опытом, или он просто привыкает к перегрузке и перестает это замечать.

Также пока неизвестно, может ли постоянное использование ускоренной скорости как-то повлиять на мозг в долгосрочной перспективе.

 И, наконец, вопрос удовольствия. Некоторые исследования показывают, что даже если память особо не страдает, удовольствие от просмотра падает. Контент перестает «заходить», мотивация к обучению снижается, и в итоге человек может просто махнуть рукой на весь этот «полезный контент». Так что, возможно, дело не только в том, что и как мы смотрим — но и в том, насколько нам это потом хочется повторить.

Одним из отдаленных социальных эффектов такой привычки может стать скука от реальных живых контактов. Ведь их не перемотаешь на х2. Особенно сильно это может сказаться на общении со старшим "аналоговым" поколением, ведь к старости и речь и мышление и скорость действий замедляются.