Как только рабоче-крестьянские массы под руководством большевиков взяли власть в октябре 1917-го, против новой власти началась ожесточенная борьба. Борьба велась штыком, пером и кистью. И вот, когда Советский Союз был разрушен внезапно выяснилось, что одной из этих "кистей" оказался... заслуженный советский художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947), известный картинами на революционно-военные сюжеты. В 90-е годы были обнародованы так называемые "революционные акварели" - серия акварельных набросков, где показана "страшная правда" о революции и "зверства большевиков":
Разумеется, эти "акварели" вызвали злорадный ажиотаж у антисоветской публики, который докатился до Запада. Вот, например, мне попалась статья некоего Питер Харрингтона, в которой тот торжественно провозглашает:
"...редко можно найти художника, создающего образы, которые, с одной стороны, отражают определенную идеологию, в то же время тайно осуждая эту идеологию через сдержанные картины, предназначенные для того, чтобы показать правду, стоящую за ложью. Таким художником был Иван Владимиров".
Художника презентуют как отчаянного правдаруба. Тот же Харрингтон задается вопросом и сам на него отвечает:
"Почему он рисовал их с большим риском для своего выживания, неясно, но
он, возможно, чувствовал себя обязанным зафиксировать страдания, которые были подавлены официальной советской пропагандой".
Наш бравый солженицын от мира живописи готов жизнью рисковать, лишь бы запечатлеть преступления зловредных большевиков для потомков. А то, что он сам сотрудничал с ними, прославлял революционеров и вождей, так это он вступил в "сложный этап своей карьеры, что вынудило его вести двойную жизнь", как простодушно сообщает Харрингтон. Ну да, обстоятельства вынудили смелого праврубца вступить в Ассоциации художников революционной России, а затем в члены ленинградского Союза советских художников, писать упырей-вождей, принимать награды из их окровавленных рук... Впрочем, ничего особенного, значительная часть "советской" (а по убеждениям - антисоветской) интеллигенции так и делало, не только не испытывая мук совести, но еще и претендующие на звание "совести нации".
"Бытописатель революции", "свидетель истории" - так презентуют Владимирова, а его "акварели" - как чуть ли не документальные фото с место событий. Безусловно, у Владимирова есть художественный дар, но есть иной, весьма редкий для художника, дар - это чуйка на заказчика и невероятная идеологическая пластичность. В годы Первой Мировой он, как художник-репортер, рисовал для журналов "Нива", "Лукоморье", а также английского "The Graphic" пропагандистские рисунки с победами имперской армии и немцами-мародерами, ворующих у крестьян гусей:
Но в феврале 17-го власть меняется (а следовательно, и заказчик) - и вот Владимиров уже изображает героического Керенкого, воодушевляющего полки к наступлению!
Затем, после Октября 17-го, заказчик вновь меняется, и он рисует серию набросков для журнала "The Graphic", с которым уже сотрудничал ранее. Ну, и художник выдает ровно то, что от него ждет буржуазная западная публика. Для дополнительного эффекта художник снабжает рисунки комментариями: «Анархия в России», «Революция, изнасилование и грабеж», «Большевистское варварство», «Хаос, вызванный ленинским злом управления» и т.д. Полюбуемся же на эти изображения:
Редакторы "The Graphic" настолько гордились такой находкой, как Владимиров, что называли его «наш русский художник, мистер Джон Владимиров», писали «Мистер Владимиров позволяет The Graphic быть единственной газетой в стране, дающей реалистичные чертежи революции».
Сотрудничал "мистер Джон" с британцами до 18-го года, а потом еще успел поработать на американцев, деятелей «Американская администрации помощи» и «Юношеской христианской ассоциации» (которые действовали в России в рамках продовольственной программы Гувера). Заказчики высоко оценили таланты художника, и сначала платили по 5, а потом и по 100 (!) долларов за картинку. Именно эти американские "революционные акварели" в свое время расфорсились на антисоветских форумах и продолжают периодически всплывать вместе с воем о "проклятых большевиках", которые погубили Прекрасную Россию. В карикатурах (а это именно что карикатуры) Владимирова они видят свидетельство того, что революция - это "кровь и горе", а совершает революцию исключительно тупое и кровожадное быдло! И даже не смущает этих господ то, что на "правдивых" картинках Владимирова всюду фигурирует один и тот же персонаж - сиволапый детина с круглой ряхой и папиросой в зубах. Видно, Владимиров счел данный типаж настолько удачным, что вставлял его точь-в-точь буквально во всех набросках, причем он у него то красноармеец, то матрос, то комиссар:
Владимиров настолько халтурил, что на одной из картин нарисовал одно и тоже лицо сразу у троих (!) человек! Ну а что, америкашки и так схавают!
Любопытно, как один сюжет художник изображал явно для разных заказчиков. Вот напрем сюжет: изъятие зерна продотрядом. Попробуйте сами отгадал, для какой аудитории какая картина написана:
Еще интересный пример. Один сюжет, но какая разная смысловая подача! В первом случае - вполне нейтральная фиксация голода в Петрограде, но во второй уже совсем иной коленкор - изнуренная семья "бывших" и на заднем плане "новая власть" - мерзкое быдло, устроившее пир во время чумы.
Однако же, когда полностью стало ясно, что большевики - это всерьез и надолго, Владимиров вновь перекрашивается и присоединяется к победителям, не забывая скрутить интеллигентскую фигу в кармане. И вот быдло и зверские "сахалинские" рожи на его акварелях 1918-1919 года превращаются в героев и мужественных борцов, выкидывающих Врангеля из Крыма!
Таков наш антисоветский "правдаруб" - банальный конъюнктурщик, готовый служить любой власти и исполнять любые прихоти заказчика, если платят хорошо. Его "революционные акварели" - проплаченные карикатуры для устрашения западной публики "ужасами революции". Пытаться выдать их за некое правдивое отображение событий так же нелепо, как старую проститутку - за образец добродетели. Это просто смешно. Да и будем честны, само "качество" этих гротескных карикатур таково, что едва бы они сильно заинтересовали антисоветскую аудиторию, если бы не биография Владимирова и статус заслуженного советского художника.
Но вот в чем ирония: если Владимиров и запомнится потомкам, то картинами, написанными как раз в духе соцреализма, как например эта:
На удивление светлая, жизнерадостная картина. Даже удивительно, что ее написал двурушник. Очевидно, талант всё-таки оказался сильнее интеллигентской гадливости.
И напоследок. Могут возразить: ну да, Владимиров изображает неприглядные стороны революции, но ведь они же были! Да, были. Но это не потому, что "злобное большецкое быдло хотело убивать и насиловать". А потому что царизм и сами прислуживающие ему интеллигенты, на протяжении веков держали простонародные массы в состоянии быдла, т.е. тяглового скота. И считали это в порядке вещей. Да, интеллигенты были готовы жалеть рабочих, но для них это было тоже самое, что жалеть больную бездомную собачку - за полноценных людей рабочих не признавали, считая, что те, как у Преображенского, "еще не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны". Поэтому-то они так возненавидели Власть Советов - "пришествие Хама", как выражались поэты-декаденты.
Вопреки мифам, большевики, когда пришли к власти, никоим образом не были враждебно настроены к интеллигенции как таковой. В первом Совнаркоме собственно рабочий был только один, а остальные были интеллигентами чистой воды. И в среде большевиков после взятия власти было в определенном смысле благодушное настроение, что интеллигенция, получив режим наибольшего благоприятствования в деле повышения народной культуры, образования, научного и технического вооружения промышленности, не только поможет большевикам решить проблемы многострадального российского народа, вытащить его из невежества и отсталости, но и создаст произведения уровня мировой культуры...
Но, к сожалению, среди интеллигентов доминировал тип подобный художнику Владимирову - талантливые (и не очень) приспособленцы, которые видели в Советской власти только источник пайков, а по возможности с удовольствием гадили ей.