Когда мы пробуем себя в новом деле, в нашу голову нередко забираются сомнения. Страх ошибки заставляет отодвинуть желаемое на задний план.
Одна девушка из глубинки в Российской империи такого себе позволить не могла — ведь у нее была мечта.
«Я хочу остаться самостоятельной. Мне тошны всякие подражания»,— так пишет Анна Голубкина, одна из героинь книги Надежды Дёмкиной, «Право на творчество».
Эти строки вполне отображают характер Анны — упорный и волевой. Пожалуй, только с таким настроем девушка из провинции, простая мещанка могла выбраться на учебу в Москву, а затем дважды — в Париж, столицу искусства.
Сейчас имя Анны Голубкиной знакомо только специалистам. Но ее история была слишком яркой, чтобы быть окончательно стертой. Поэтому, мы делимся с вами тремя фактами из жизни удивительной скульпторши.
Факт первый: Анна родилась в крестьянской семье старообрядцев
Многие художницы XIX века, известные, и не очень, имели дворянское происхождение. Это не всегда означало богатство, но точно — статус и определенное образование. А у Анны Голубкиной не было, ни первого, ни второго, ни третьего.
Она родилась в условиях, мало располагающих к становлению скульпторшей. Семья Анны жила в Зарайске, в Рязанской губернии, и относилась к мещанам-старообрядцам. Они зарабатывали на жизнь огородничеством, и с раннего детства художница была вынуждена помогать по хозяйству.
Однако у Анны было одно важное преимущество, которое, порой, не имели и дворянки. Ее поддерживала семья. Это может показаться парадоксальным, ведь крестьянская жизнь часто подразумевает закостенелые взгляды, где место женщины — дома, замужем, с детьми и без единой мечты за душой.
Тем не менее, случай Анны доказывает обратное, семья помогала ей и финансово, и морально на протяжении всей жизни.
Именно благодаря родным, в 1889 году, 25-летняя Анна добирается до Москвы, чтобы поступить в училище архитектора Анатолия Гунста. И весьма удачно — девушка так поразила приемную комиссию, что ее приняли на бесплатное отделение.
Факт второй: Через знакомых Анна становится ученицей Родена
Но это была лишь первая школа Анны: она сменит еще пять заведений, отчаянно пытаясь найти достойного учителя, который поможет ей по настоящему раскрыться.
И для этого, в 1895 году девушка, почти без денег и знания языка, решается ехать в Париж. Однако и там Анне не везет, а учеба, недостаток средств, и собственное одержимое упорство доводит ее до нервного срыва.
Анна не сдалась и тогда. После лечения в Москве, Анна вскоре снова возвращается в Париж, и на этот раз — успешно. Так, в 1897-м году она находит долгожданного наставника: общие знакомые показали фото ее работ Огюсту Родену.
Один из известнейших скульпторов эпохи, берет ее в ученицы. Роден помог Анне выразить через глину и мрамор, то, что хотела именно она сама. Девушка нашла свой голос.
Результаты этих уроков проявят себя через 2 года, когда на Всемирной Парижской выставке, скульптура Анны, «Старость» возьмет медаль третьей степени.
Так, имя Анны Голубкиной становится известным и в России.
Факт третий: Анна вела активную политическую жизнь
Но, несмотря на успех в Париже, новая слава не принесла Анне богатства. Основная причина тому — характер скульпторши.
Анна Голубкина была бескомпромиссна и решительна во всем — и в своих решениях, и в принципах.
Она ненавидела лицемерие, отказывалась подчиняться принятому этикету, была исключительно честна. Статус для Анны совершенно ничего не значил: если художнице не нравился человек, даже потенциальный заказчик, или покровитель, она просто отказывалась с ним общаться.
Финансовое положение осложнялось и ненавистью Анны к несправедливости. При таком характере вполне ожидаемо, что скульпторше была близка политическая деятельность. Еще после первой поездки в Париж, Анна, вместе с сестрой, помогает переселенцам в Сибири.
Революция 1905 года также не оставила Анну равнодушной — она посещает тайные собрания, прячет политических преступников и распространяет листовки, за что в итоге была арестована. Художницу даже собирались посадить в крепость, но благодаря прошлой психической болезни, она избежала заключения. Однако статус «политически неблагонадежной» также осложнил поиск заработка.
Но для Анны это было не так важно: ведь она оставалась верной себе.
Заключение
Искусство Анны Голубкиной — это прежде всего свидетельство о ней самой. Художница не позволила обстоятельствам определить ее историю, жила ярко и решительно. Она, как и другие художницы прошлого, гордо заявляла о себе, несмотря на предрассудки той эпохи. Какая разница, популярны ли их произведения сейчас, или нет?
Анна Голубкина и ее современницы, учат нас прислушиваться к внутреннему голосу. Главное — не жить во лжи, а известность — дело вторичное.
Женщин в истории русского искусства было намного больше, чем вы можете себе представить. Именно об этом книга «Право на творчество».
Дарим читателям Дзена промокод ДЗЕН20 — он дает скидку 20% на все книги в интернет-магазине «Альпины».
💙 Подписывайтесь на Дзен «Альпины» и не забудьте нажать на колокольчик, чтобы не пропустить новые статьи!