Найти в Дзене
Артельный Ряд

Дайте хаму три локти

При слове "хам" первое, что приходит в голову - это ругательство. А меж тем еще несколько веков назад это слово было связано вовсе не с наглым человеком, а с ... ткачеством! Ткачество всегда занимало среди традиционных ремесел видное место. Прясть и ткать умела каждая крестьянка с малых лет. Делали это в основном с ноября до наступления Пасхи (начала весеннего полевого сезона). Больше всего времени эти работы занимали в зимний период до Рождества. Всегда осенью и зимой пряли, а ранней весной, до начала полевых работ, ткали. В каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок - кросна. В приданое невесты входили рубахи, сарафаны, запоны (передники), скатерти, сукманки (пестрядь, пояса и др.), которые она сама должна была выткать для подарков жениху и его родным, для употребления в доме родителей. По качеству рукоделий невесты судили о ее достоинствах. Много ткали и пожилые женщины для обихода - рядно, пестрядь и т.д. "Сто локот на пришвицу!" - так звучало старинное пожелание хорошей р

При слове "хам" первое, что приходит в голову - это ругательство. А меж тем еще несколько веков назад это слово было связано вовсе не с наглым человеком, а с ... ткачеством!

Ткачество всегда занимало среди традиционных ремесел видное место. Прясть и ткать умела каждая крестьянка с малых лет. Делали это в основном с ноября до наступления Пасхи (начала весеннего полевого сезона). Больше всего времени эти работы занимали в зимний период до Рождества. Всегда осенью и зимой пряли, а ранней весной, до начала полевых работ, ткали. В каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок - кросна.

Ткацкий станок. Краснобаковский исторический музей, Нижегородская обл.
Ткацкий станок. Краснобаковский исторический музей, Нижегородская обл.

В приданое невесты входили рубахи, сарафаны, запоны (передники), скатерти, сукманки (пестрядь, пояса и др.), которые она сама должна была выткать для подарков жениху и его родным, для употребления в доме родителей. По качеству рукоделий невесты судили о ее достоинствах. Много ткали и пожилые женщины для обихода - рядно, пестрядь и т.д. "Сто локот на пришвицу!" - так звучало старинное пожелание хорошей работы для хозяйки дома, сидящей за кроснами.

Деталь тканого полотенца. 19 в. Верейский уезд Московской губ.
Государственный Русский музей
Деталь тканого полотенца. 19 в. Верейский уезд Московской губ. Государственный Русский музей

Уже с 15 в. известно зафиксированное в русском обычном праве понятие женской собственности (Псковская Судная Грамота, 1467 г.). Согласно нему, каждая женщина или взрослая девушка в крестьянском доме (хозяйка, ее дочери, невестки) имела, кроме общесемейного, еще и отдельное, принадлежавшее только ей имущество. Это был "бабий сундук" или "бабья коробья". Основу этого имущества и составляло приданое, которое считалось почти неприкосновенным. В случае смерти невестки вещи, принесенные ею в дом мужа, наследовала дочь или (если дочерей не было) они возвращались матери. Если последней к этому времени тоже уже не было в живых, приданое отходило церкви "на помин души умершей".

В течение жизни бабий сундук крестьянки все время пополнялся плодами ее труда. Под кровом большой семьи (из нескольких супружеских пар) она вместе с другими женщинами ухаживала за посевами льна в поле, убирала его, мяла, трепала. Очищенную кудель (а также полученную в хозяйстве шерсть и посконь) свекровь поровну делила со снохами. Из льна и шерсти каждая из них изготавливала одежду для мужа и своих детей. Остававшиеся после этого излишки холста, ниток или пряжи можно было продать. Деньги в этом случае поступали не "в общий котел", а оставались в руках той, кто их заработал. Поэтому женщины старались напрясть и наткать с избытком. "Света белого не видели, все пряли и ткали": в деревне об этом говорили, что в летние месяцы во время страды баба работает "на все семейство", а в зимние - на себя.

Женщина за ткацким станком. Фото А. Беликова. Карелия, Олонецкий район, 1927 г.
Женщина за ткацким станком. Фото А. Беликова. Карелия, Олонецкий район, 1927 г.

Продажа тканей становилась существенным приработком. Со временем появились целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены хамовные мастерские.
Само слово "хамовники" происходит от слова "хам", которое с 14 в. обозначало льняное полотно. Например, просили продать "хаму три локти". Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.

Кадашевский хамовный двор. Акварель Ф. Алексеева. Конец 18 в.
Кадашевский хамовный двор. Акварель Ф. Алексеева. Конец 18 в.

Хамовными дворами в Москве 17-18 вв. стали называться государственные текстиль­ные мануфактуры, обслуживавшие дворцовое хозяйство. Так, с 1613 г. известен Кадашевский хамовный двор, находившийся в Замоскво­речье в Кадашевской слободе. В 1658-1661 гг. там были поставлены мастерские палаты, а двор обнесён белокаменной оградой. В двухэтажном здании работали на 90 станах 100-150 человек хамовников (ткачей) и деловиц (швей, прях и др.).

Кстати, в Артельном Ряду можно увидеть и потрогать, как выглядит тканое полотно. На одной из кожаных сумок ручной работы ее современная форма прекрасно сочетается с тканой вставкой, выполненной вручную на горизонтальном станке.

-5

#артельныйряд #пискунова37 #история #ткачество