Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как устаревшие слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение устаревших слов в тексте.
Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
Задания:
1.
(1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2) Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.
(3) Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4) Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5) Коржи были пахучие, румяные. (6) Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
(7) Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8) Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
— (9) Отведай, внучок, моего коржа.
(10) Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11) Корж таял
с неудержимой силой, и вскоре его не стало...
(12) Коля тяжело вздохнул. (13) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
— (14)Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.
(15) Дед был очень старым и жил на пасеке. (16) Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.
(17) Дед сидел перед пчелиным водопоем — перед желобком, по которому текла вода. (18) Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19) Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20) Он пил эту сладковатую пчелиную воду.
(21) Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22) До чего же он жадный, этот дед! (23) Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
(25) Коля собрался уходить. (26) В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.
(27) Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.
(28) Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
— (29) Дед велел простирнуть!
(30) Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31) На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32) Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.
(33) Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34) Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35) Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36) Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.
(37) Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38) Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.
Лексический анализ.
В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.
2.
(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3) Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4) Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5) Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6) Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7) Я очнулся в телеге, на сене. (8) Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9) Пить хотели губы, голова, грудь. (10) Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11) Это была жажда горящего дома. (12) Я сгорал от жажды.
(13) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, — мама. (14) Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15) Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16) И я стал звать её.
(17) Телега грохотала, заглушая мой голос. (18) Жажда запечатала губы. (19) А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20) Я звал её. (21) Я знал, что она откликнется и придёт. (22) И она появилась. (23) И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24) Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25) Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26) Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
— (27) Сынок, сынок, родненький...
(28) Я не мог даже приоткрыть глаза. (29) Но я видел мать. (30) Я узнавал её руку, её голос. (31) Я ожил от её милосердия. (32) Губы разжались, и я прошептал:
— (33) Мама, мамочка...
(34) Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35) В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36) Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37) Мама. (38) Мамочка.
(39) Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40) Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41) Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42) Я вижу это с опозданием. (43) Но я вижу.
(44) На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45) Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46) Документов нет. (47) Очевидцев нет. (48) Ничего нет. (49) Но есть вечная сыновья любовь. (50) И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли. (По Ю. Я. Яковлеву)
Лексический анализ.
В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.
Ответы к задания можно найти здесь: https://dzen.ru/a/aRGJ2siZMUHtCw7x
Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!