Найти в Дзене
Андрей Фёдорович+

Задание 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ слова. Практика. Устаревшие слова. Задания. (9 класс)

Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как устаревшие слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение устаревших слов в тексте. Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. 1. (1)  Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)  Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу. (3)  Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)  Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)  Коржи были пахучие, румяные. (6)  Они светились, как два маленьких посоленных солнца. (7)  Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)  Наконец бабушка подошла к нему и сказала: —  (9)  Отведай, внучок, моего коржа. (10)  Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить

Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как устаревшие слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение устаревших слов в тексте.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.

Задания:

1.

(1)  Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)  Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)  Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)  Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)  Коржи были пахучие, румяные. (6)  Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)  Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)  Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

—  (9)  Отведай, внучок, моего коржа.

(10)  Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)  Корж таял

с неудержимой силой, и вскоре его не стало...

(12)  Коля тяжело вздохнул. (13)  А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

—  (14)Отнеси этот корж деду,  — сказала бабушка.

(15)  Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)  Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.

(17)  Дед сидел перед пчелиным водопоем  — перед желобком, по которому текла вода. (18)  Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)  Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)  Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

(21)  Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)  До чего же он жадный, этот дед! (23)  Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)  Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(25)  Коля собрался уходить. (26)  В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

(27)  Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

(28)  Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

—  (29)  Дед велел простирнуть!

(30)  Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)  На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)  Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)  Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)  Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)  Но какое-⁠то незнакомое чувство удержало его руку. (36)  Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)  Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38)  Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

Лексический анализ.

В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.

2.

(1)  Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,  — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)  Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)  Но по-⁠настоящему земля открылась мне на войне. (4)  Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)  Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)  Один, только один раз земля не уберегла меня...

(7)  Я очнулся в телеге, на сене. (8)  Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)  Пить хотели губы, голова, грудь. (10)  Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)  Это была жажда горящего дома. (12)  Я сгорал от жажды.

(13)  И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,  — мама. (14)  Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)  Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)  И я стал звать её.

(17)  Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)  Жажда запечатала губы. (19)  А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)  Я звал её. (21)  Я знал, что она откликнется и придёт. (22)  И она появилась. (23)  И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)  Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)  Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)  Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

—  (27)  Сынок, сынок, родненький...

(28)  Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)  Но я видел мать. (30)  Я узнавал её руку, её голос. (31)  Я ожил от её милосердия. (32)  Губы разжались, и я прошептал:

—  (33)  Мама, мамочка...

(34)  Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)  В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)  Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)  Мама. (38)  Мамочка.

(39)  Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)  Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)  Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)  Я вижу это с опозданием. (43)  Но я вижу.

(44)  На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)  Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)  Документов нет. (47)  Очевидцев нет. (48)  Ничего нет. (49)  Но есть вечная сыновья любовь. (50)  И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли. (По Ю. Я. Яковлеву)

Лексический анализ.

В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

Ответы к задания можно найти здесь: https://dzen.ru/a/aRGJ2siZMUHtCw7x

Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!