Найти в Дзене
Алиса Селезень

8 книг об искусстве, которые нужно прочесть

Это небольшая подборка книг, которые я прочитала сама и хочу порекомендовать всем начинающим художникам. К каждой из них я дам краткую аннотацию и расскажу, чем мне понравилась та и иная книга (не все книги по искусству, что я прочла, готова рекомендовать). Эта книга – по сути, психологический помощник для всех, кто занимается творчеством. Авторы нормализуют страхи, возникающие в жизни каждого художника. Они утверждают, что страх, неуверенность и чувство, что "твоя работа недостаточно хороша", являются неотъемлемой частью процесса создания искусства. И ваша проблема не уникальна. В книге подробно описана природа творческих блоков, прокрастинации и перфекционизма. Даже дается объяснение, почему они возникают. Например, из-за страха общественного мнения, неудачи и даже успеха. Центральная идея книги такова: в начале творческого пути ваш вкус всегда превосходит ваши способность. Этот разрыв возможно преодолеть только благодаря постоянной практике, а не через вдохновения. За что мне понра
Оглавление

Это небольшая подборка книг, которые я прочитала сама и хочу порекомендовать всем начинающим художникам. К каждой из них я дам краткую аннотацию и расскажу, чем мне понравилась та и иная книга (не все книги по искусству, что я прочла, готова рекомендовать).

"Искусство и страх: Руководство по выживанию для художников" Девида Бейлса и Теда Орланда

Эта книга – по сути, психологический помощник для всех, кто занимается творчеством. Авторы нормализуют страхи, возникающие в жизни каждого художника. Они утверждают, что страх, неуверенность и чувство, что "твоя работа недостаточно хороша", являются неотъемлемой частью процесса создания искусства. И ваша проблема не уникальна.

В книге подробно описана природа творческих блоков, прокрастинации и перфекционизма. Даже дается объяснение, почему они возникают. Например, из-за страха общественного мнения, неудачи и даже успеха.

Центральная идея книги такова: в начале творческого пути ваш вкус всегда превосходит ваши способность. Этот разрыв возможно преодолеть только благодаря постоянной практике, а не через вдохновения.

За что мне понравилась эта книга? Всё, что меня так мучило, было описано и разобрано! И тогда оказалось, что выход есть. Если вы не уверены в себе и своих способностях как художника, от всей души рекомендую почитать.

"Введение в историческое изучение искусства" Бориса Виппера

Борис Робертович Виппер (1888–1967) – выдающийся советский искусствовед. Книга «Введение в историческое изучение искусства» – посмертная публикация знаменитых курсов лекций. Это не хроника стилей, а руководство по тому, как думать об искусстве в историческом контексте. Книга Бориса Виппера уникальна тем, что она анализирует искусствоведение через методологический подход к каждому конкретному виду искусства. Вместо того чтобы излагать историю хронологически (например, Античность, Средневековье, Возрождение), Виппер разбивает материал по основным медиумам. Каждый крупный раздел посвящен тому, как историк должен подходить к изучению конкретного вида искусства:

  • Архитектура и Градостроительство.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Графика и Декоративно-Прикладное Искусство.

Почему я ее рекомендую? Я искренне считаю, что после этой книги вы станете оценивать и смотреть на искусство совсем иначе. Потому что вы начнете рассматривать любое произведение в контексте времени его создания. И это перевернет ваше представление об искусстве вообще.

“7 дней в искусстве”, Сара Тортон

Книга написана журналистом Сарой Тортон и выстроена как серия из семи очерков, каждый из которых посвящён одному дню, проведённому автором в ключевом институте или событии арт-мира. Эти семь столпов арт-рынка и формируют структуру книги.

В главе об аукционе, она наблюдает за покупателями в одном из главных аукционных домов – Christie's в Нью-Йорке. В Калифорнийском институте искусств автор посещает семинар по критике работ, где будущие художники учатся объяснять и защищать свои работы. На крупнейшей международной ярмарке Art Basel владельцы галерей и дилеры объясняют ей, как искать самые ценные арт-объекты, выставленные здесь на продажу. Отдельного интереса заслуживает глава – визит в мастерскую художника: Сара Тортон знакомится с Такаши Мураками и художниками, работающими на него. Она описывает его методы работы, свои впечатления от знакомства с японским художником и от его нового произведения, готовящемуся к премьере. Также в книге есть главы об арт-критике, премии Тернера и Венецианском биеннале.

Почему я советую почитать эту книгу? Потому что она рассказывает о самых-самых главных событиях и институциях в современном искусстве. О лучших из лучших. Если вы хотите узнать, что там, на Олимпе, происходит, почитайте.

“Мошенники в мире искусства” Ристо Рампунена и Юрки Сеппяля

Книга «Мошенники в мире искусства: Гениальные аферы и громкие расследования» написана финскими авторами журналистом криминальной хроники и бывшим следователем криминальной полиции Хельсинки по делам, связанным с искусством. Их сотрудничество началось, когда Сеппяля вызвал Румпунена на допрос, и в итоге вылилось в глубокое исследование темы фальсификаций и мошенничества. Выяснилось, что тема преступлений в искусстве очень плохо освещена, что несправедливо, так как требует серьезного интереса и со стороны правительства, которое мало выделяет средств на эту сферу, и со стороны общества. Хотя авторы финны, они рассказывают о громких делах по всему миру, уделяя, однако, особое внимание преступлениям, происходившим в Финляндии и России ввиду географической близости и культурных связей. Вскрываются любопытные детали незаконной торговли искусством, особенно в 90-е годы, между Россией и Финляндией. Также авторы рассказывают о самых громких делах, когда сами художники занимались изготовлением подделок, а галеристы – торговлей и коррупционными связями с экспертами.

Почему я советую почитать эту книгу? Когда ты информирован о том, какие преступления возможны в этой области, многие порядки в таможне, налоговом обложении и документообороте становятся понятными. Потому что, к сожалению, все эти законы написаны кровью. И после прочтения этой книги вы убедитесь, что крови в искусстве достаточно.

“Муза и чудовище” Яны Франк

«Муза и чудовище» – это практическое пособие по самоорганизации для творческих людей, фрилансеров и всех, кто считает, что их труд невозможно расписать по графику.

Самая главная причина появления этой книги – это личная история автора, связанная с тяжелой болезнью – онкологией. До болезни Яна была невероятно работоспособным и успешным дизайнером. Но когда рак резко ограничил её возможности и силы, она, несмотря на слабость и упадок моральных сил, создала максимально эффективную систему для планирования своих дел и творчества.

Яна Франк утверждает, что традиционные системы тайм-менеджмента, ориентированные на офисных работников и «белых воротничков», не подходят художникам, писателям и дизайнерам. В ответ на это она разработала и представила свою личную, гибкую, но при этом строгую систему, которая помогает «приручить» вдохновение (Музу) и победить прокрастинацию и хаос (Чудовище). Книга учит, как фиксировать идеи, планировать творческие проекты и даже рутинные дела, чтобы освободить максимум времени и сил для самой работы.

Почему я рекомендую это почитать? История Яны вдохновляет. Невольно думаешь: “Если человек борется с раком, имеет так мало свободного времени и энергии, может работать и творить, то нет таких причин в моей жизни, которые могут объяснить мою прокрастинацию”.

“Завтрак в Sotheby's”, Филипп Хук

Филипп Хук — один из самых авторитетных инсайдеров и экспертов в мире европейской живописи и арт-рынка. Он проработал в этой сфере более 35 лет. Свою карьеру он начал в 1973 году, присоединившись к аукционному дому Christie's, где руководил отделом живописи XIX века. Позднее он стал старшим специалистом в отделе импрессионизма и современного искусства в конкурирующем аукционном доме Sotheby's, одном из самых престижных в мире.

Его книга — это не академический труд, а скорее увлекательная беседа, наполненная анекдотами и профессиональными наблюдениями, полученными из первых рук. Это увлекательное исследование феномена искусства и его коммерческой стоимости, написанное с позиции аукциониста. Хук раскрывает те аспекты арт-мира, которые обычно скрыты от глаз публики: почему одни картины продаются за миллионы, а другие — нет, и как формируется финансовая ценность шедевра.

Почему рекомендую? Несмотря на то, что книге уже 20 лет, она дает актуальную информацию о том, что продается из старого искусства и за чем гонятся на аукционах. Это любопытно.

“Кради как художник”, Остин Клеон

Уверена, каждый из вас слышал об этой книге. Главный и самый сильный психологический ее эффект — это демистификация гениальности. Клеон говорит: «Всё уже придумано, и это нормально». Это снимает с начинающего творца огромное давление быть абсолютно оригинальным. Читатель получает разрешение брать идеи, анализировать их и использовать. Книга очень тонкая, быстро читается и содержит концентрированную мудрость. Она идеально подходит для людей, привыкших к быстрому потреблению контента. Клеон написал книгу, ориентируясь на художника, который живет в эпоху интернета. Его советы включают не только создание, но и публикацию своих работ, а также создание собственного бренда.

Почему я советую эту книгу? Читается за один вечер, но очень вдохновляет.

“Искусство цвета”, Йоханнес Иттен

В первую очередь, кто такой Йоханнес Иттен? Цветовой круг знаете? Это его изобретение. И в этой книге вы с ним познакомитесь еще раз. Книга «Искусство цвета» Йоханнеса Иттена — это фундаментальный труд по теории цвета, который стал настольным пособием для художников, дизайнеров и преподавателей во всем мире. В 1919 году Иттен был приглашен Вальтером Гропиусом (основателем Баухауса) в Веймар для создания и преподавания Пропедевтического курса. Этот курс, который в обязательном порядке проходили все студенты первого года, стал революционным. Иттен обучал студентов не просто техникам, а основам формообразования, анализа материалов и, конечно, теории цвета. Иттен развил собственный подход, который сочетал изучение классических принципов искусства с медитативными практиками, физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой. Он считал, что только через личный опыт можно по-настоящему понять цвет. Книга является прямым результатом его работы над Пропедевтическим курсом в Баухаусе. Он хотел систематизировать и сохранить свои революционные методики, дабы сделать их доступными для широкой аудитории.

Главная практическая часть книги – это семь типов контрастов:

  • Контраст по цвету (чистый цвет).
  • Контраст светлого и тёмного (тон).
  • Контраст холодного и тёплого (температура).
  • Контраст дополнительных цветов.
  • Контраст по насыщенности (чистый и блёклый).
  • Контраст по площади (количественное соотношение).
  • Симультанный контраст (оптический эффект).

Почему советую? Эта книга учит сознательно использовать каждый из семи контрастов, чтобы придать работе определённый характер, настроение, объём и глубину, а не полагаться только на интуицию.

А какие книги об искусстве хотели бы порекомендовать вы? Напишите о них в комментариях.

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen