Найти в Дзене
Стражи Родины

«Самолет Е». Советский истребитель-убийца и его уникальный воздушный бой

Во время Великой Отечественной войны нашей противовоздушной обороне сильно досаждали немецкие дальние самолеты-разведчики. В 1942 – 1943 годах они регулярно (порой по несколько раз в день) совершали полеты над глубоким тылом, фотографируя города, военные предприятия, железные дороги, аэродромы, мосты, реки и др. Самый массовый разведчик противника – «Юнкерс» Ju-88D имел боевой радиус 850 км (с подвесными топливными баками до 1500 км), нередко эти самолеты летали вплоть до Урала. Благодаря этому немцы зачастую видели практически всё, что происходит в советском тылу. Для наших истребителей по целому ряду причин эти разведчики всегда были очень сложной целью. Во-первых, на огромной территории было очень сложно отслеживать полеты одиночного самолета, к тому же летящего на высоте 7 – 8 км. Во-вторых, даже если и удавалось поднять в небо перехватчики, у них слишком много времени уходило на набор высоты, обнаружение и преследование цели. Но даже если в редких случаях пилотам и удавалось добра

Во время Великой Отечественной войны нашей противовоздушной обороне сильно досаждали немецкие дальние самолеты-разведчики. В 1942 – 1943 годах они регулярно (порой по несколько раз в день) совершали полеты над глубоким тылом, фотографируя города, военные предприятия, железные дороги, аэродромы, мосты, реки и др. Самый массовый разведчик противника – «Юнкерс» Ju-88D имел боевой радиус 850 км (с подвесными топливными баками до 1500 км), нередко эти самолеты летали вплоть до Урала. Благодаря этому немцы зачастую видели практически всё, что происходит в советском тылу. Для наших истребителей по целому ряду причин эти разведчики всегда были очень сложной целью. Во-первых, на огромной территории было очень сложно отслеживать полеты одиночного самолета, к тому же летящего на высоте 7 – 8 км. Во-вторых, даже если и удавалось поднять в небо перехватчики, у них слишком много времени уходило на набор высоты, обнаружение и преследование цели. Но даже если в редких случаях пилотам и удавалось добраться до «Юнкерса», тот либо уходил в облака, либо резким пикированием с переходом на бреющий полет. Еще более трудной задачей была борьба со всякого рода экспериментальными и высотными разведчиками противника, вроде Ju-86R, совершавших полеты над Москвой на высоте 12 км.

Проблему пытались решить разными способами, в том числе созданием всяких «чудо-истребителей», способных летать на запредельных нагрузках. Одним из них стал Ла-5 М-71, сконструированный на авиазаводе №21 в Горьком. В отличие от серийного «Лавочкина», на него установили экспериментальный двигатель М-71Ф с турбонаддувом, обладавший огромной взлетной мощностью 2200 л/с. Кроме того, истребитель имел облегченную конструкцию (без бронеспинки и бронестекол), увеличенный запас топлива и был оснащен американским прицелом. Согласно расчетам, самолет мог развивать скорость до 720 км/ч, что являлось невероятным показателем для поршневой машины. 28 апреля 1943 г. истребитель, получивший кодовое обозначение «Самолет Е», совершил первый полет, а 4 июня завершились его заводские испытания. Из-за низкого качества изготовления капота скоростные характеристики оказались ниже, зато на высоту на 5 км он выходил всего за 4,5 минуты.

-2

После этого машину решили испытать в бою и отправили в Саратов. Дело в том, что в июне город подвергался массированным ночным налетам немецких бомбардировщиков, а днем их результаты фиксировали неуловимые самолеты-разведчики. Миссию «терминатора» доверили опытному пилоту, летчику Главного управления истребительной авиации ПВО территории страны майору Василию Шапочке. Уроженец Донецкой области, он служил в нескольких авиаполках ПВО, занимаясь боевыми испытаниями разных типов истребителей, отработкой тактики и обобщением боевого опыта. Теперь летчика отправили в командировку в Саратов в статусе командира 405-го ИАП ПВО и специально чтобы опробовать истребитель-убийцу против вражеских разведчиков. При этом командующий ИА ПВО генерал-лейтенант Александр Осипенко тоже прибыл на место, чтобы лично контролировать испытания.

-3

Такая возможность представилась довольно быстро. В 11.18 поступило сообщение о приближении к Саратову цели, идущей на высоте 7 – 8 км. В 11.44 взлетела пара в составе Ла-5 М-71 майора Шапочки и Як-1 капитана Ковзуна. В ходе погони второй истребитель быстро отстал от ведущего и вскоре вернулся на аэродром. В 12.15 Шапочка перехватил цель на высоте 7300 м в районе Сосновки. Зайдя со стороны солнца, он атаковал с пикирования, выпустив две длинные очереди из пушек по «Юнкерсу» с дистанции 500 – 600 метров. Пилоту удалось выстрелить 124 снаряда калибром 20 мм, после чего противник скрылся в облаках. Отметим, что подобное расстояние до цели для истребителя ПВО являлось очень большим! В большинстве случаев наши летчики совершали по два – три захода, подходили к разведчику на дистанцию в 150, 100, а то и 50 метров, расстреливали весь боезапас, но почти все пули и снаряды летели мимо. А потом многие «сталинские соколы» в отчаянии шли на таран. Василий Шапочка же оказался настоящим снайпером: он сбил «Юнкерс» с первой же атаки, добившись множества попаданий. В 12.23 Ju-88D-5 «4N+NK» из 2-й эскадрильи дальней разведки Aufkl.Gr.22 упал в районе Широкий Карамыш (50 км к юго-западу от Саратова). Два члена экипажа (пилот Вальтер Йобстфинке и штурман оберлейтенант Вернер Траберт) выпрыгнули с парашютами и были захвачены в плен. Радист ефрейтора К.Х. Хаммер и бортстрелок унтер-офицер Ф. Матей выпрыгнули с парашютами из падающего самолета, но бесследно исчезли.

-4

Этот фактически уникальный воздушный бой показал, что «Самолет Е» оправдал ожидания. При этом генерал Осипенко за выполнение миссии прямо на аэродроме вручил Шапочке орден Красной Звезды (официальное представление было оформлено лишь через месяц). Правда, в серийное производство Ла-5 М-71 запущен так и не был…

Дмитрий ДЕГТЕВ