Найти в Дзене
Psiholojiest

Бессознательное.

Очерки из статьи З. Фрейда 1915 г. ,,Бессознательное,, Статья З.Фрейда «Бессознательное» была написана в 1915 г. Вместе с сериями других довольно значительных работ автора, например, таких, как: «Вытеснение».  Он считал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют не осознаваемый характер. В БСЗ могут вытесняться неприемлемые желания, фантазии, которые могут противоречить общепринятым нормам поведения. В своей статье он также попытался рассмотреть, каким образом бессознательные влечения могут проявляться в сновидениях, оговорках, невротических симптомах и прочее. Ниже мы рассмотрим эти факторы чуть подробней.  Поскольку З. Фрейд долгое время занимался лечением различных неврозов и истерических симптомов, он столкнулся с тем, что многие не осознаваемые переживания могут влиять на жизнь субъекта и стать причиной нервно-психических заболеваний. Бессознательное, по его мнению, является одним из главных критериев, влияющих на данные симптомы. По его мнени

Очерки из статьи З. Фрейда 1915 г. ,,Бессознательное,,

Статья З.Фрейда «Бессознательное» была написана в 1915 г.

Вместе с сериями других довольно значительных работ автора, например, таких, как: «Вытеснение». 

Он считал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют не осознаваемый характер. В БСЗ могут вытесняться неприемлемые желания, фантазии, которые могут противоречить общепринятым нормам поведения. В своей статье он также попытался рассмотреть, каким образом бессознательные влечения могут проявляться в сновидениях, оговорках, невротических симптомах и прочее. Ниже мы рассмотрим эти факторы чуть подробней. 

Поскольку З. Фрейд долгое время занимался лечением различных неврозов и истерических симптомов, он столкнулся с тем, что многие не осознаваемые переживания могут влиять на жизнь субъекта и стать причиной нервно-психических заболеваний.

Бессознательное, по его мнению, является одним из главных критериев, влияющих на данные симптомы. По его мнению, БСЗ, тесно связано с одним из главных видов психологических защит – вытеснением, которое является лишь небольшой его частью, вытесняя из сознания различные неприемлемые импульсы и влечения.

Ф: «Из психоанализа мы узнали, что сущность процесса вытеснения состоит не в том, чтобы устранить или уничтожить представление, воплощающее в сознании влечение, а в том, чтобы не допустить его до сознания. Тогда мы говорим, что представление находится в состоянии «бессознательного», и можем привести веские доказательства того, что, оставаясь бессознательным, представление все-таки может оказать действия и даже такие, которые, в конце концов, достигают сознания.

Все вытесненное должно оставаться бессознательным, но мы с самого начала установим, что вытесненное не покрывает собою всего бессознательного. БСЗ имеет более широкий объем: вытесненное составляет часть БСЗ».

Здесь автор имеет ввиду факт того, что в БСЗ находится не только вытесненный из сознания материал, но и другие влечения, желания, а также первоначальные «мнестические следы», находящиеся у субъекта с самого рождения.

Ф: «Как дойти нам до познания бессознательного? Мы его познаем, разумеется, только как сознательное после того, как оно проделало превращение или переведено в форму, доступную сознанию. Психоаналитическая работа ежедневно дает нам возможность убедиться в том, что такой перевод возможен. Для этого необходимо, чтобы анализируемый преодолел известные сопротивления, а именно те, которые в свое время превратили бессознательное в вытесненное, удалив его из сознания».

-2

Автор также связывает с БСЗ такое ключевое понятие, как «вытеснение», помогающее убрать из сознания какой либо неприемлемый материал.  Впоследствии данный материал, возможно, снова извлечь из бессознательного с помощью психоанализа.

Однако хотелось бы добавить, что бессознательный материал может проявляться в сознании не только при психоаналитической работе, но также в сновидениях, ошибках, описках и других непроизвольных вещах, о чем также писала выше.

-3

Если исходить из топической точки зрения автора, ( его первая теория о строении ПА- психического аппарата, впоследствии автор изменил и дополнил данную теорию, таким образом им была создана также структурная теория ПА, в котором он разделяет психический аппарат, также на три инстанции: Оно (бессознательное) Я и Сверх Я.),  психический аппарат включает в себя три инстанции:

✍️бессознательное (Ubw),

✍️предсознательное (Vbw) и

✍️сознательное(Bw).

То есть, помимо бессознательного (БСЗ) существует предсознательное (ПСЗ), куда первоначально попадает вытесненный материал, если он проходит цензуру, прежде чем попасть в сознание. Например, в процессе психоанализа материал из БСЗ проходит через фазы, между которыми существует цензура.

 

  1. В первой фазе материал бессознателен и принадлежит системе Ubw
  2. Во второй фазе происходит проверка цензурой, если цензура отвергает этот материал, то вход в систему предсознательного становится, закрыт и остается в БСЗ, если же психический акт проходит проверку цензурой, он попадает в предсознательное и при определенных условиях без сопротивления способен проникнуть в сознание (Bw).

Фрейд также говорит о том, что иногда довольно сложно понять, где кончается Bw и начинается Vbw и их свойства могут быть сходны.

 Материал, который находится в бессознательном включает в себя аффекты (чувства, энергия влечения) и репрезентации (представления).

При вытеснении, у представления и суммы аффекта складываются разные судьбы. Собственно, представление может быть вытеснено. И у суммы аффектов (влечений) могут быть разные судьбы:

- связь с другими представлениями качественно окрашенного аффекта;

- превращение энергии влечения в аффект страха или фобии.

- возврат вытесненного материала, образование симптомов и замещающее образование.

 Также важно отметить, что представления могут одновременно пребывать в разных топических системах, так как сообщенное психоаналитику, ставшее достоянием сознания и вытесненное представление не равны.

 Ф. «В данном случае положение вещей действительно другое. Во-первых, может случиться так, что какой-нибудь аффект или чувство воспринимается, но не узнается. Благодаря вытеснению соответствующего представления, отражающего его в сознании, это чувство или аффект вынуждены вступить в связь с другим представлением, и принимаются сознанием за выражение этого последнего.

Если мы восстанавливаем правильную связь, то называем первоначальный аффект бессознательным, а вытеснению подпало только соответствующее ему представление.

Мы знаем также, что подавление развития аффекта составляет цель вытеснения и что работа вытеснения остается незаконченной, если эта цель не достигается. Во всех случаях, когда вытеснению удается задержать развитие аффекта, мы называем «бессознательными» те аффекты, которые восстанавливаем при уничтожении работы вытеснения».

 Примером вытесненного представления может быть история Ганса и его страха лошади, вместо отца. Когда аффект (чувство страха) отщепляется от представления (отца) и переходит к новому объекту (лошади).  

-4

  Вернемся также к открытию бессознательного и о доказательствах его существования. Фройд был не первым автором, который открыл данную психическую структуру.

Идеи о том, что существуют некоторые глубинные психические структуры, принадлежат также Платону, где он пишет о воспоминаниях.

 А некоторые другие ученые писали также о том, что к бессознательному относятся низшие формы душевной деятельности.

 Как уже писалось выше, к БСЗ относится не только вытесненный материал. В нем могут находится также огромное количество влечений, аффектов и других не осознаваемых психических явлений и воспоминаний. Сознательное является лишь малой частью личности по сравнению с бессознательными влечениями. Доказательством этого фактора по мнению автора могут являться, помимо описок, оговорок и сновидений, глубинные воспоминания из детства, которые могут всплывать при анализе или других случаях, ни осознаваемые действия, которые вообще никак не поддаются сознанию и логике и прочее.

Не смотря на это, мы не можем с точностью сказать о том, что бессознательное полностью контролирует психическую деятельность. И характеризует психическое в полной мере, так как психика также обладает сознательным компонентом.

Если личность относительно здорова, то она достаточно хорошо может контролировать различные влечения, желания и другие бессознательные продукты. В противоположном случае, можно привести в пример детей и пациентов с шизофренией. Мы можем наблюдать, что их речь и поведение идут из БСЗ, слабо контролируются цензурой и легко проникают в сознание.

 Ф. «При шизофрении после процесса вытеснения отнятое у объектов либидо не ищет нового объекта, следовательно, привязанность к объектам прекращается и снова восстанавливается примитивное состояние нарциссизма, при котором нет объектов. Неспособность этих пациентов к перенесению чувств – поскольку распространён процесс болезни, - вытекающая отсюда их недоступность для терапии, свойственное им отрицание внешнего мира, проявляющиеся признаки преувеличенной привязанности к собственному «Я», конечная апатия в последней фазе болезни - все эти клинические признаки как будто прекрасно подтверждают предположение об отказе от привязанности к объектам. Что касается взаимоотношения обеих систем, то всем наблюдателям бросилось в глаза, что при шизофрении высказывается вполне сознательно много того, что при неврозах перенесения должно было быть открыто в бессознательном при помощи психоанализа».

-5

  Здесь автор говорит о том, что речь шизофреника никак не подлежит цензуре и совершенно не контролируется сознанием, в результате чего больной может говорить иногда бессвязно, нелогично, описывать странные вещи и явления.

По его мнению, так происходит, потому что больной больше подвержен бессознательным душевным процессам. То, что здоровый человек может увидеть, сказать или почувствовать во сне, больной шизофренией ощущает и думает так в реальности.

  Говоря о бессознательном автор приводит в пример некоторый парадокс, в котором с одной стороны бессознательное отличается от сознательного тем, что психический материал находится в латентном состоянии и не доступен сознанию, а с другой стороны этот материал может попасть в сознание в определенных случаях могут вызывать внутренний конфликт. Цензура в таком случае служит неким защитным барьером, для того, чтобы избегать подобных конфликтов.

Информация, которая переходит из бессознательного в сознание изначально представляет из себя некое влечение (побуждение), поступая в предсознательную часть психического аппарата, получает некое представление, после чего проходит цензуру и поступает в сознательную часть, где сознательное дает некое словесное название.

Таким образом, влечение связывается со словесным представлением, обретая словесную форму.

В процессе анализа терапевт может подбирать верные интерпретации и представления в ответ на ассоциации пациента и в случае подходящей интерпретации пациент может связывать свои влечения и побуждения, получая необходимые инсайты.

Однако также необходимо, чтобы пациент при этом мог самостоятельно преодолеть сопротивление, так как в противном случае терапевт может давать удачные интерпретации, но пациент будет к этому попросту не готов.

 По мнению автора, все влечения и аффекты, могут находиться в бессознательном в виде представлений и воспоминаний.

Эти чувства могут быть доступны сознанию только в случае представлений, которые связаны с ними.

Если аффект или чувство находится в несвязанном состоянии и отделяется от своих представлений, то оно может присоединяться к другому представлению, для того, чтобы связать этот аффект или чувство.

Например, ребенок в детстве мог подвергаться жестокому или слишком строгому отношению одного из родителей, но так, как злость и другие негативные чувства испытывать к родителю неприемлемо в его понимании, во взрослом возрасте он может проигрывать такого рода отношения с кем - то еще: с начальником, мужем или женой и т.д. То есть тут мы может наблюдать случай, когда аффект отделяется от воспоминаний и представлений и связывается с другими представлениями.

-6

  Возвращаясь снова к процессу вытеснения и неврозам, которыми занимался автор, можно сказать, что вытеснение является ключевым моментом. Например, при истерии страха вытесненное воспоминание может превращаться в фобию или испуг, при конверсионной истерии – в какой – либо симптом

 (ком в горле, истерическая слепота), а при неврозе навязчивости в реактивное образование. Например, человек может постоянно мыть руки, звонить близким людям из-за страха их смерти и т.д.

 Рассматривая свойства бессознательного, мы можем сказать, что оно состоит из различных влечений и желаний, которые могут быть даже противоположными. Бессознательное не разделяет эти желания на плохое и хорошее, эти желания могут существовать, не влияя друг на друга.

В бессознательном нет времени: прошлого или настоящего, оно не линейно. Мы можем видеть сны из своего прошлого, таким образом, как будто это происходит с нами в настоящий момент, мы можем вспомнить, что то из детства в процессе психоанализа и переживать эти прошлые чувства здесь и сейчас.

Процессы бессознательного также больше всего подвержены принципу удовольствия, а не принципу реальности. Реальность внешняя заменена реальностью психической (внутренней реальностью).

 Продукты БСЗ переходят сознательную часть всегда в искаженном виде. Благодаря цензуре, материал поступает в сознание в измененном и переработанном виде.

Продукты бессознательного: сновидения, ошибки, оговорки и т.д. всегда нуждаются в переводе, для того, чтобы понять их смысл и функцию.

Ф. «Я высказывал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ представлениями заключается в том, что первое происходит на каком – то материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение со словесными представлениями.

Этим впервые делается попытка придать обеим системам: ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к сознанию.

Вопрос: как что-то становится осознанным? – целесообразнее выражен следующим образом: как что-то попадает в предсознание? И ответ был бы: путем связи с соответствующими словесными представлениями. Эти словесные представления являются остатками воспоминаний – когда-то они были восприятиями и, как все остатки воспоминаний, могут быть снова осознанными. Но прежде, чем продолжить говорить о их природе, выскажем новое, появившееся у нас представление: сознательным может стать только то, что когда то уже было СЗ восприятием и что, помимо чувств изнутри, хочет стать сознательным; оно должно сделать попытку превратиться во внешние восприятия. Это делается возможным при помощи следов воспоминаний».