В Театре имени Евгения Вахтангова появился новый мультимедийный проект, которому его создатели дали имя «Гений места». Совершеннейшее волшебство для тех, кто влюблён в искусство Мельпомены.
А он придумывает
Злопыхатели, которым, видимо, нечем заняться, после очередного триумфа директора Вахтанговского пускают в воздух всё тот же вопрос: «Ну, что он придумает ещё?»
А он придумывает, идей много и все светлые, ибо Театр – это его любовь и абсолютно осознанная ответственность.
В конце сентября Кирилл Крок презентовал свою воплотившуюся идею – новое мультимедийное выставочное пространство «Гений места».
«Над этим проектом театр - вся наша большая команда – работал целый год, - рассказывает Кирилл Игоревич. – Проект о людях и артефактах. Интересно, что, когда мы погрузились в эту историю, открыли для себя много удивительного из жизни Вахтанговского, и всё это представлено в нашей экспозиции».
Две не очень большие комнаты под самой крышей, но стоит только ступить туда, пространство расширится, заговорит и в то же мгновение внешний мир для гостей существовать перестанет.
Любимые всеми Мария Аронова и Сергей Маковецкий начнут путешествие, а потом голосовыми вспышками возникнут Вахтангов и Мейерхольд, Охлопков и Симоновы, Акимов и Виктюк, Туминас и Любимов с Фоменко, – всего 13 режиссёров-небожителей, что дарили зрителям здания на Арбате, 26 свои незабываемые постановки.
13 – число для вахтанговцев счастливое, ибо театр их был основан 13 ноября 1921 года. А теперь в гости к 13 режиссёрам разово заходят 13 экскурсантов. И действо начинается.
Кстати, путешествие это без экскурсовода, всем через планшет, что в руках у сотрудницы театра, заведует ИИ. Три кнопки: «Старт», «Пауза» и «Конец» - вот и весь «нехитрый» набор. В кавычках потому, что нехитрым и изящным он кажется нам, на самом деле это сложнейшая цифровая система.
За этой «простотой» уйма электроники – в первом зале под каждой витриной коробка с микросхемами, пускателями, прочими электронными деталями, которые позволяют всё это включать, выключать, менять свет, яркость и т.д.
«Сюда во время ремонта мы завели 4 километра трасс для электропитания и управления, - поясняет Крок, - сейчас весь этот огромный лоток на чердаке под крышей театра. Рядом серверная, где находится специальное оборудование».
И сделан проект, по словам директора, не за бюджетные средства и не за выигранные гранты, трудиться вахтанговцы умеют, вот и создали своё неповторимое детище собственными руками на заработанное: проектную деятельность, свет, звук, видео, работы с электроникой, вложив в это часть своего рационализма, любви к театру и желания это создать.
Огромный труд и огромный бюджет вложен сюда театром.
То статуя, то шляпка
Второй зал – абсолютный релакс. Не успеете вы опуститься на вращающийся круг с диваном, как вас околдуют образы и голоса, унося в прекрасное театральное далёко. Мистическим образом станут оживают портреты, фотографии и предметы декораций и костюмов, которые станут рассказывать более чем вековую историю Вахтанговского, а также историю Арбата и дома под номером 26, где родился Театр имени Евгения Вахтангова.
«В поисках лучшего формата, - поясняет сценарист проекта Денис Сутыка, - мы решили оживить экспонаты, у каждого из них просто уникальный объём знаний, каждый из них соприкасался с огромным количеством легендарных вахтанговцев».
Не поверите, многие из них пришли в проект сами – то шляпка в реквизиторской вдруг свалится на авторов, то программка, то ещё что-нибудь. Ей-Богу – живые!
«И у каждого из них свой характер, - уверяет замдиректора по репертуару и работе со зрителями Антон Прохоров, - какие-то вещи буквально выпрыгивали на нас в процессе подготовки экспозиции и кричали, что тоже хотят, чтобы их увидели».
Так было, например, с головным убором Аллы Казанской, который нашёлся уже после завершения работы над экспозицией. Не утерпел, захотел показать себя зрителям. Он упала на главного художника Максима Обрезкова, который костюмерный запасник знает как никто. Выяснилось, что принадлежит убор Нине из «Маскарада» 1941 г.
У статуи, что поместилась в центре зала, тоже своя история появления здесь – не менее сказочная.
С каждым обнаружившимся подобным образом предметом приходилось проделывать огромную исследовательскую работу, ибо реквизит переходил из постановки в постановку. О подробностях приходилось узнавать уже в процессе подготовки, когда каждый из предметов раскрывал свою тайну.
А через 50?
А ещё гости увидят документы - письма, записки и т.д. - которые никогда не публиковались и тем более никогда не экспонировались – вещи совершенно бесценные, им более 80 лет. Не за горами время, когда она превратятся в антиквариат.
У Крока вообще планы не иссякают, в том числе по архивации.
«Мы очень активно, - подтверждает директор, - второй год подряд оцифровываем все наши архивы, и, надеюсь, к концу этого театрального сезона оцифруем весь наш музей. Это даст повод начать заниматься сайтом вахтанговского музея, потому что хотим всё, что в нём есть, сделать предметом сайта, переведя в цифру».
Следующим этапом станет исследовательская работа по изучению каждого интересного документа, по словам Кирилла Игоревича, это работа в музее Вахтанговского театра на 10 лет вперёд. И при этом театр заново собирает все свои архивы – всё о спектакле, об артистах, какие-то ценные вещи, самый ценный реквизит, костюмы.
«Мы ничего не выкидываем, - отмечает директор, - выделяем, что ценно и это храним, надеемся, что через 50, например, лет наши последователи тоже сделают ещё один зал, но уже с другими экспонатами».