Если вы занимаетесь литературной или журналистской деятельностью, рано или поздно вам наверняка придется столкнуться с такой вещью, как соавторство. Я тоже не исключение. И много лет мне даже не приходило в голову, какими проблемами может обернуться подобный вид сотрудничества.
«Покажите свое лицо!»
У меня вышла масса статей и несколько книг в соавторстве с различными людьми. И практически ни с кем из них у меня не происходило никаких конфликтов. Чаще всего соавторы просто предоставляли мне доступ к своим материалам и при этом говорили: «Делайте как считаете нужным, мы доверяем вашему профессионализму!» В случае с книгами, конечно, приходилось показывать компаньону окончательный вариант перед сдачей в издательство. Иногда бывали какие-то вопросы и замечания, но так, по мелочи.
Лет пять назад ко мне обратилось крупное издательство, с которым я время от времени сотрудничала, и предложило написать книгу на довольно узкую и специфическую тему на стыке искусства и психологии. Пообещали аванс, примерно равный среднемесячной зарплате по Москве на тот момент. Но обязательным условием было найти блогера по данной теме, который поможет с продвижением. Тогда существовал такой тренд – делали ставку на блогеров, мол, они будут предлагать книгу своим подписчикам и это обеспечит продажи. Сейчас, может, что-то поменялось, я не в курсе.
Выяснилось, что существуют всего два русскоязычных блогера по нужной тематике с большим количеством подписчиков. Но одна из них жила за границей, и я решила к ней не обращаться – вряд ли ее заинтересовал бы проект российского издательства.
Вторая жила в России, хоть и не в Москве. На вид вполне приятная молодая девушка, по возрасту годящаяся мне в дочери, поэтому никаких подвохов я от нее не ожидала. На мое предложение о сотрудничестве она ответила что-то типа: «Возьмусь, если пойму, что нам с вами по пути».
Ведущий редактор проекта сама с ней связалась. Переговоры шли долго и трудно, и в первую очередь блогершу интересовал вопрос оплаты. В том числе она хотела знать и сколько заплатят мне (издатели даже попросили меня не называть ей сумму моего гонорара).
Наконец она вроде бы согласилась. Мы договорились созвониться по скайпу, который тогда еще функционировал. На протяжении всей беседы моя визави постоянно брала что-то из стоящей перед ней на столе миски, клала в рот и жевала. Уже одно это меня покоробило.
С самого начала девица взяла тон «я тут главная». Например, она попросила меня поднять глаза, чтобы увидеть мое лицо. Как будто она не могла посмотреть лицо на моих фотографиях, которых полно в сети. На мой взгляд, такое требование просто неприлично. Мало ли в какой позе удобно сидеть человеку? В общем, хорошим воспитанием тут и не пахло, не говоря уж об уважении к старшим по возрасту.
Девушка долго выясняла, что именно я собираюсь писать в книге. Заметьте, у меня был статус автора, а не литературного негра. А значит, я обладала правом голоса. Мне сразу показалось, что следует расширить тему, включить информацию из смежных областей, чтобы заинтересовать широкую аудиторию. И издательство со мной согласилось.
Далее: если я работаю над книгой, то, как правило, сама продумываю ее структуру и контент, сама решаю, что убрать, а что оставить, будь это мои тексты или соавтора. Да, меня контролирует издательство, но ведь они платят за работу, а значит, имеют право выдвигать свои требования. Да и не было случаев, чтобы издатель требовал радикально изменить концепцию книги или переписать текст.
«Чистая благотворительность»
Итак, с блогершей мы договорились, что я запишу несколько интервью с ней и потом сделаю из них тексты, которые включу в книгу. Еще она попросила прислать ей мои материалы.
А дальше началось то, что мне совсем уж не понравилось. Половину моих собственных текстов потенциальная соавторша забраковала – мол, в книге их быть не должно, по разным причинам. Кроме того, она посетовала, что для нее этот проект – чистой воды благотворительность, поскольку гонорар ей предлагают символический. Я ответила, что пишу книжки не из-за денег, ведь за них платят обычно копейки, а исключительно ради продвижения своих идей. И если в книге их не будет, такой проект мне просто неинтересен.
Она написала в таком духе, что, раз у меня уже вышло 20 книг, я могла бы один раз засунуть подальше свое эго (это почти точные ее слова!) и помочь ей сделать книжку. Взамен я, мол, получу бесплатный пиар в ее блоге. Даже озвучила, сколько у нее стоит реклама. «И в конце концов, я же все-таки оставила часть ваших текстов», - заметила она. Это звучало так, будто она сделала мне одолжение, ведь могла и вовсе ни одного моего текста не оставить…
На этом этапе я хотела бросить проект, но его координатор уговорила меня продолжить работу. Если бы я тогда знала, что будет дальше, точно бы отказалась. Но я, идиотка, все еще надеялась на лучшее.
Сроки сдачи предварительного варианта книги пришлось существенно сдвинуть, так как моя соавторша то и дело прерывала работу над текстом. То она болела, то разводилась, то переезжала на другую квартиру… Затем вдруг ни с того ни с сего написала редакторше жалобу, что я вовремя не прислала ей материалы. Я подумала, что это могло быть просто случайностью, и попросила ее в дальнейшем с такого рода вопросами обращаться сразу ко мне, а не в издательство. «А я думала, что у вас так принято работать», - был ее «наивный» ответ. Случайностью это, конечно, не являлось, но когда я все поняла, оказалось уже поздно.
Никаких интервью блогерша мне так и не дала. Она присылала уже готовые тексты. Причем в основном насыщенные профессиональной психологической терминологией и слишком сложные для восприятия обычными читателями. Когда я ей на это указала, соавторша огрызнулась, что книга, мол, «не для подростков».
Если я пыталась что-то исправить или сократить, блогерша вставляла это обратно. Зато мои тексты резала беспощадно и проверяла каждую букву. И вообще вела себя так, словно сама лично заказала мне книгу и платит за ее написание. Наверное, она считала меня нищебродкой, которая взялась за этот проект, чтобы подработать, а не полноценным соавтором.
Самое грустное, что она сумела как-то перетянуть на свою сторону и представителей издательства. Те явно симпатизировали ей больше, чем мне, может, потому что она была молодой, а несколько сот тысяч подписчиков являлись в их глазах мерилом успеха. А может, опасались, что она откажется от проекта. Так или иначе, на место они ее ни разу не осмелились поставить. Хотя она явно и им нервы мотала.
Если в самом начале издатели мне говорили, что я буду писать книгу, а блогерша – ее продвигать, то впоследствии оказалось, что именно моя соавторша все тут решает. Структуру книги пришлось изменить так, как хотела она.
Редактор потребовала, чтобы в книге были QR-коды, по которым можно открыть ссылки на видеоролики. Блогерша с этой задачей не справилась, за нее это сделала я. А она, вместо того, чтобы поблагодарить, устроила скандал – мол, зачем я там что-то поменяла… И опять пожаловалась на меня сотрудникам издательства.
Уже когда работа над проектом подходила к завершению, мне вдруг позвонила координатор и сообщила: мол, блогерша прислала ссылки на якобы плагиат! Причем тексты, о которых шла речь, были мои, а не ее. Вернее, это были цитаты из интернет-источников, которые я вставила в текст. Ведущий редактор, узнав об этом, стала требовать, чтобы я переписала «плагиат». До этого так и не дошло, но мне долго-долго пришлось доказывать, что я «не верблюд».
Забвение
После выхода книги блогерша пару раз обо мне упомянула в рекламных видео и постах, и больше мое имя нигде не всплывало. На обложке мою фамилию написали, но более бледным шрифтом, чем фамилию нашей «звезды». Редакторша говорила, что будут презентации, и пару презентаций издательство действительно провело, но меня туда… не пригласили. Когда ведущий мероприятия (я смотрела видео) спросил мою соавторшу, кто я, собственно, такая, ведь на обложке стоят две фамилии, та ответила что-то типа: «Да она просто подключилась на определенном этапе». Это было полным враньем. Ведь именно я первой вышла с ней на связь и с самого начала работала вместе с ней над проектом.
Эта девица даже не сказала мне формальное «спасибо» за сотрудничество, ни разу не предложила встретиться, когда приезжала в столицу. Говоря о книге, делала вид, что меня нет и никогда не было. Никакого обещанного пиара я от нее, разумеется, тоже так и не дождалась.
Деньги свои от издательства я получила, но к тому моменту они уже существенно обесценились. А книга, которую мы делали вместе с блогершей, фактически провалилась в продажах. Сейчас ее остатки распродаются по символическим ценам. Думаю, что подписчики, которые смотрят ролики, не стали читать книгу, потому что не тот контингент. А люди, увлекающиеся психологией, книжку тоже не купили, так как она написана не профессиональными психологами.
Между тем, остальные мои «творения», которые я писала самостоятельно или с другими соавторами, худо-бедно все продались. Некоторые даже продаются как букинистические издания, за огромную стоимость.
Кстати, моя экс-соавторша больше не занимается той темой, ушла в другую сферу…
Один битый…
Скорее всего, я изначально той блогерше не понравилась. И она решила мне просто вредить любыми доступными ей способами. Или вообще не хотела, чтобы у нее был соавтор, желала, чтобы все лавры достались ей одной. Ну а кто ей мешал сразу об этом заявить? Издательство подобрало бы «негра», который написал бы книгу в нужном ключе и не претендовал бы на соавторство.
Все в этой ситуации просчитались. Блогерша переоценила свои силы, решив, что вполне способна сделать книжку сама, не имея соответствующего опыта. Издатели не смогли верно оценить читательский спрос, выделить целевую аудиторию. Я не смогла отказаться от того, что мне определенно не подходило…
Позднее я пыталась собрать информацию о том, как обычно авторы работают над проектами в связке с блогерами. И почти все сетовали, что те не хотят шевелиться, не вникают в работу, все приходится делать самим… Так что моя ситуация с жестким контролем со стороны соавтора, вероятно, вовсе не является нормой. Просто мне не повезло, и я наткнулась «не на того» человека.
Но полезные выводы из этой истории можно сделать. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Вот какие рекомендации я дала бы тем, кто думает о работе с соавторами.
Первое. Лучше обращаться к более-менее знакомым людям. Если вы плохо знаете человека, вас могут ожидать неприятные сюрпризы.
Второе. Потенциальный соавтор, пусть он и «в теме», при начальном общении не вызвал у вас особой симпатии? Не стоит себя уговаривать, что главное – это дело, а на личные качества можно забить. Вы непременно ощутите эти «качества» на своей шкуре.
Третье. Если уже в самом начале вам не удается найти общий язык и при обсуждении проекта появляются серьезные разногласия, лучше отказаться от сотрудничества.
Продуктивное соавторство возможно только на партнерских началах, если компаньоны уважают друг друга и общаются на равных. Поверьте, стрессы и расшатанные нервы не стоят никаких денег!
ИРИНА ШЛИОНСКАЯ