Найти в Дзене

Будь как все, и люди к тебе потянутся! Психологический эксперимент на внушаемость

Эксперимент с пирамидками - одно из самых известных психологических исследований, в котором приняли участие дети дошкольного возраста.  Его название «Обе белые», цель - продемонстрировать внушаемость и влияние группового давления.  В эксперименте участвуют четыре ребёнка. На столе находятся две пирамидки: чёрная и белая. ❗️Трое детей заранее получают инструкцию говорить, что чёрная и белая пирамидки — это две белые пирамидки. Четвёртый ребёнок остаётся не в курсе происходящего.  Экспериментатор спрашивает всех детей о цвете пирамидок, и трое из них по очереди отвечают, что обе пирамидки белые. Как, собственно, и договаривались с самого начала. Когда очередь доходит до четвёртого ребёнка - настоящего испытуемого - он соглашается с остальными детьми. Глядя на пирамидки разных цветов, он сообщает: «Да, они обе белые».  Он видел, как остальные дети уверенно и в один голос заявляют одно и то же. И отвечает так же. Но когда его просят показать чёрную пирамидку, он без сомнения указывает на
Оглавление

Эксперимент с пирамидками - одно из самых известных психологических исследований, в котором приняли участие дети дошкольного возраста. 

Его название «Обе белые», цель - продемонстрировать внушаемость и влияние группового давления

В эксперименте участвуют четыре ребёнка. На столе находятся две пирамидки: чёрная и белая.

❗️Трое детей заранее получают инструкцию говорить, что чёрная и белая пирамидки — это две белые пирамидки. Четвёртый ребёнок остаётся не в курсе происходящего. 

Экспериментатор спрашивает всех детей о цвете пирамидок, и трое из них по очереди отвечают, что обе пирамидки белые. Как, собственно, и договаривались с самого начала.

Когда очередь доходит до четвёртого ребёнка - настоящего испытуемого - он соглашается с остальными детьми. Глядя на пирамидки разных цветов, он сообщает: «Да, они обе белые». 

Он видел, как остальные дети уверенно и в один голос заявляют одно и то же. И отвечает так же. Но когда его просят показать чёрную пирамидку, он без сомнения указывает на неё.

❗️То есть ребёнок видит реальное положение вещей, но без сопротивления поддаётся давлению группы. Он больше верит их словам, чем тому, что видит прямо здесь и сейчас. 

Подобные эксперименты проводились и со взрослыми - результат тот же. 

Что показывает эксперимент, подготовленный и проведенный кандидатом психологических наук Валерией Мухиной:

📌один человек может поддаться мнению большинства, даже если оно далеко от действительности. Даже если очевидно, что оно абсурдное;

📌и дети, и взрослые склонны менять своё мнение, чтобы не отрываться от остальных и быть как все;

📌люди готовы жертвовать своим мнением ради того, чтобы встроиться в группу;

📌 авторитет большинства очевиден - человек стремится подстроиться под остальных, чтобы не разочаровать их.

Как это работает у взрослых?

Мы повторяем этот паттерн ежедневно:

  • соглашаемся с начальником, даже если он не прав;
  • подбираем «нужные» ответы на собеседовании;
  • делаем вид, что понимаем и принимаем абсурдные правила.

Это особенности нашего мышления, сформированные ещё тысячи лет назад. Нам важно быть со своими, даже если это противоречит логике. Мы не любим чужих и сами не хотим быть чужими.

Мы должны быть как все - это наиболее безопасная стратегия выживания. Однако на данном этапе эволюции это социальное искажение, которое заставляет подражать другим. Без стаи наш древний мозг чувствует себя одиноким и беззащитным.

Только представьте, что придётся в одиночку выживать в дикой природе, полной хищников. Но если объединиться с другими, уже появляются шансы на выживание. Ради этого можно пожертвовать многим, своим мнением в том числе. 

Сегодня не обязательно сливаться с толпой, чтобы выжить. А собственное мнение и критическое мышление, в свою очередь, ценятся на весь золота. Поэтому стоит чаще задавать себе вопрос:

«Я, правда, так думаю или мне просто удобнее согласиться?».