С 1 января 2026 года в стране, точнее во многих регионах вводят новую систему оплаты труда.
К чему же приведёт введение этой системы.
Здесь будет несколько моментов.
1. Оплата учителям разных предметов будет разная-говорят авторы реформ.
Например преподавание математики или физики будет оцениваться аж на 3% выше чем условной истории
Нет в разных регионах конечно этот процент разнИтся, говорят что в столице платят на 50% больше. Но это в столице. У нас на 3% или в 1,03 раза больше.
То есть условный человеко-час у всех учителей на самом деле будет примерно одинакова.
2. Оплата учителей информатики и иностранных языков минимум будут в два раза меньше, чем у такого же учителя но например географии.
Почему?
Потому что, детей в группах учителей информатики и английского языка ровно в два раза меньше.
Администрация конечно может пойти на такое компромиссное решение, как передача всего класса одному учителю, обучение без подгрупп. Но во-первых всё равно это породит кучу проблем при преподавании например той же информатики (в классах нет столько компьютеров), но и во-вторых число часов тогда уменьшиться ровно в два раза. Таким образом в каждой школе освободится минимум по одному учителю информатики и по два учителя иностранного языка.
3. Учителям убирают все дополнительные выплаты.
Стаж в минусе,
Квалификация - в минусе.
За кабинеты - в минусе
За проверку тетрадей - в минусе
Главное - сельские - в минусе.
Я акцентирую последний пункт - так называемые сельские- зарплата по которым обычно минимум на 25% выше чем без них.
Всё это происходит под соусом повышения зарплаты учителям.
Действительно, оклады учителям повысят, но надбавки её реально уменьшат.
В реальности новая система оплаты труда наносит нокаутирующий удар например модели старшей школы.
Что такое старшая школа?
Модель пришедшая из Москвы.
Школа - в которой учатся дети 10-х, 11-х классов.
Многие регионы с радостью ухватились за эту модель.
Во -первых для этого нужно было их построить по новым стандартам и оснастить, а это огромные бюджетные вливания и возможность погреть на этом руки.
Во-вторых регионы пытались через эту модель скажем так- "поднять" уровень выпускников 11-х классов.
Для этого были созданы грандиозные возможности.
Какой хотите профиль такой и создадут.
Неважно сколько в профиле детей.
Есть 15 детей на какой-нибудь географический профиль - вот вам класс - работайте.
Есть 17 детей в медицинский класс- вот вам 17 детей и такой профиль.
Нужен профиль МВД класс? Вот, набрали 19 детей - вот вам профиль МВД класса.
Теперь же с 1 января преподавание в этих целевых, набранных по сосенке с бору классах будет катастрофически невыгодным.
Если за основу примут что класс - это 25 детей, то учитель работающий в профильном классе с 15 учащимися будет получать на 40% меньше чем в обычном, из 25 детей.
Работа в старших школах станет в первый год страшно невыгодным делом.
А зачем люди едут на север?
Просто работать?
НЕТ - ЗАРАБАТЫВАТЬ!
Разумеется это всё продлится до нового учебного года, но с января по май включительно учителя так называемых старших школ очень сильно попадут на деньги, причём все, а не только учителя информатики или английского языка.
Наверное, наверное, с 1 сентября 2026 года число классов в таких школах, как и профилей сильно уменьшится.
И набирать будут по принципу, лучше меньше, да больше.
Меньше классов, но больше детей в них.
В любом случае, число ставок в таких школах значительно уменьшится, а значит не нужны будут примерно 25% учителей.
Итак к новому 2026-2027 учебному году, на северах, к которым я могу отнести например территории Тюменской области (а это собственно Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО) образуется огромный переизбыток учителей всех предметов с преобладанием учителей информатики и иностранного языка.
Можно примерно оценить каков будет избыток учителей - это примерно 2000 человек.
Это те люди, которые будут вынуждены уехать из северных территорий вследствие "повышения окладов".
Конечно не все уедут, но сам факт такого отношения к учителям, не будет служить успокаивающим фоном к итак нервному психологическому климату в системе образования.
Чтобы понять масштаб проблемы я приведу два примера, один - учительницы из Красноярского края:
Учительница Ольга Николаевна из Красноярского края рассказывает:
«Нас предупредили, что с сентября будет меняться принцип начисления зарплаты, но никто не ожидал, что она при этом уменьшится. По факту я получила почти на 10 тысяч меньше, чем в сентябре прошлого года, хотя нагрузка осталась такая же». Оклад, как мы и говорили, действительно увеличили, но убрали все стимулирующие выплаты, которые составляли весомую часть дохода, жалуются учителя.
Итак для Красноярского края переход на "повышенный оклад" сказался для учителей потерей 10 тысяч рублей.
А второй учителя информатики (ХХХ YYY) из ЯНАО:
"В конце мая 2025 года нас всех собирали в актовых залах школ. Выступали начальники управлений образования, главные экономисты и бухгалтера. Все говорили о переходе на новую систему оплаты труда с 1 сентября 2025 года."
- Основные тезисы такие - заработная плата учителя не уменьшится.
- Такой переход идёт по всей стране.
В школы пришли примерно такие письма со следующим содержанием:
По итогам методического семинара-совещания, проведенного департаментом образования ЯНАО с руководителями органов местного самоуправления и руководителями муниципальных образовательных учреждений, в рамках обновления системы образования и пересмотра подходов к оплате труда педагогических работников, поставлены задачи осуществления анализа изменения оплаты труда работников с учетом показателей стимулирования педагогов, которые будут иметь прямую связь с динамикой успехов учащихся (воспитанников), внедрением новых образовательных методик, эффективной работой с учащимися, реализуемой в учреждениях образования проектной деятельностью и т.д.
"И вот результат. В прошлом году за 27 уроков информатики я получал 110 000 рублей.
А за октябрь 2025 года, за те, же 27 уроков информатики я получил 58 тысяч рублей".
"Заработная плата не уменьшится" - говорили они.
Итак, как видим это уже не минус 10 тысяч как в Красноярском крае, а минус 52 тысячи.
Результаты внедрения новой системы оплаты труда в российские школы в некоторых регионах похожи на явную диверсию против учителей.
Если, ещё наложить на это ещё и переход на новый электронный журнал, о чём я буду писать дополнительно, то версия о диверсии вообще против образовательной системы становится всё более осязаемой.
Спасибо за внимание.