Найти в Дзене
Николай Секерин

Луи-Фердинанд Селин и его «Смерть в кредит»

Луи-Фердинанд Селин (наст. фамилия Детуш) считается одним из наиболее выдающихся французских писателей двадцатого века. Личность этого писателя весьма неоднозначна и некоторые из его знаменитых коллег (например, Курт Воннегут) в своих мемуарах прямо называют его фашистом. После Второй Мировой войны Селин был осуждён за сотрудничество с нацистами и отбывал наказание в тюрьме. По складу своего характера он был ярко выраженным мизантропом, его книги изобилуют ненавистью к людям, и многие, красочно описываемые им, сцены вызывают отвращение не менее сильное, чем фантазии маркиза де Сада в «Сто двадцать дней Содома». Стоит, однако, заметить, что пессимистично-ненавистническое мировоззрение Луи-Фердинанда Селина возникло вовсе не само по себе, но было последовательно сформировано средой обитания, в которой он взрослел и становился личностью. То была среда чудовищного социального неравенства, где юному Луи выпало родиться не в каком-нибудь богатеньком семействе, а на стороне абсолютного больши

Луи-Фердинанд Селин (наст. фамилия Детуш) считается одним из наиболее выдающихся французских писателей двадцатого века. Личность этого писателя весьма неоднозначна и некоторые из его знаменитых коллег (например, Курт Воннегут) в своих мемуарах прямо называют его фашистом.

После Второй Мировой войны Селин был осуждён за сотрудничество с нацистами и отбывал наказание в тюрьме. По складу своего характера он был ярко выраженным мизантропом, его книги изобилуют ненавистью к людям, и многие, красочно описываемые им, сцены вызывают отвращение не менее сильное, чем фантазии маркиза де Сада в «Сто двадцать дней Содома».

Стоит, однако, заметить, что пессимистично-ненавистническое мировоззрение Луи-Фердинанда Селина возникло вовсе не само по себе, но было последовательно сформировано средой обитания, в которой он взрослел и становился личностью. То была среда чудовищного социального неравенства, где юному Луи выпало родиться не в каком-нибудь богатеньком семействе, а на стороне абсолютного большинства – в тотальной бедности.

Бесконечные скандалы дома, вечное недоедание, постоянные упрёки со стороны недовольных жизнью родителей, лицемерие и ложь ради денег, воровство и бытовое насилие. Так был создан гениальный мизантроп Луи-Фердинанд Селин, и об этом его автобиографический роман «Смерть в кредит».

Сюжет этого романа стартует с короткого жизнеописания взрослого мужчины, который за гроши работает врачом и, искренне ненавидя всех своих пациентов и втайне желая им скорейшей смерти, тем не менее, добросовестно их лечит.

Затем повествовательная картинка незаметно меняется – главный герой сильно заболел и, как бы забывшись глубоким сном, переместился в своё раннее детство, откуда до самой последней страницы несчастный юноша Луи будет расти до своего условного совершеннолетия.

И здесь-то вниманию читателя и представляется пошаговый план того, что именно необходимо делать, чтобы уничтожить в ребёнке всё хорошее и сделать из него моральное чудовище.

Сказать, что в его жизненной трагедии виноваты какие-то конкретные люди, например папа и мама, – нельзя, поскольку, как это отлично здесь видно, в воспитании молодой личности так или иначе принимают участие практически все действующие лица вплоть до случайных знакомых.

Отчасти «Смерть в кредит» напоминает чёрно-белый французский фильм «Четыреста ударов», где прекрасно показано как именно необходимо поступать с ребёнком, чтобы со стопроцентной гарантией сделать из обычного мальчугана неисправимого преступника, однако, как мне кажется, мораль тут всё-таки гораздо более глубокая.

Преступность в реалиях произведения Селина это уже нечто само собой разумеющееся, тогда как общий смысл здесь скорее про всеобъемлющее душевное гниение всего общества в целом. И, видимо, составив у себя в голове подобную картину мира, в какой-то момент автор и посчитал, что это общество нуждается в тщательной «очистке от скверны» по методикам НСДАП, что, возможно, и сподвигло его в своё время сотрудничать с нацистами.

Такая вот life story.

Как бы там ни было, а «Смерть в кредит», по моему мнению, всё же заслуживает внимания читателей хотя бы потому, что здесь «со стеклянной ясностью» подробно изложен ответ на вопрос «что такое плохо?». Однако, стоит заранее учесть, что в этой книге содержится крайне много гадкого и отвратного в абсолютно нецензурной форме. Например, извращённое половое сношение мальчишки со взрослой тёткой по её требованию, многочисленные акты деткой мастурбации, сексуальное насилие сверстников над слабоумным ребёнком в детском интернате и многое другое в стиле, упомянутого уже мною, Маркиза.

В общем, прочитать от начала до конца эту книгу смогут далеко не все.