В середине 20 века человечество впервые вышло в космос и почти сразу превратило его в арену для потенциальной войны.
Военные стратеги СССР и США были уверены: если начнётся третья мировая, решающее сражение произойдёт не на Земле, а на орбите. Тот, кто сможет контролировать космос, получит абсолютное военное превосходство.
Как это было? Сейчас расскажу, а пока
Приглашаю тебя подписаться на мой II-ой канал, про удивительные факты стран, особенности народов и просто любители путешествий:
https://dzen.ru/turist_prikolist
Начало: мечта о ядерном небе
Мысль использовать космос для войны появилась ещё до полёта Гагарина. Уже в 1950-х инженеры и генералы по обе стороны океана представляли себе орбиту как плацдарм для ядерных ударов.
В 1957 году корпорация Boeing по заказу Пентагона начала разработку орбитального бомбардировщика X-20 Dyna Soar, прозванного «Динозавром». Аппарат должен был подниматься на орбиту с помощью ракеты «Титан», снижаться до 60 км, сбрасывать ядерные бомбы и вновь уходить в космос, вне досягаемости советских перехватчиков.
Кстати, в числе первых испытателей проекта был Нил Армстронг, будущий первый человек на Луне.
Но замысел оказался утопией: подготовка к запуску занимала сутки, а скрыть такой старт от СССР было невозможно. В 1963 году программа X-20 была закрыта, дешевле и надёжнее оказалось держать ракеты в шахтах и на подлодках.
Орбитальные станции: «Скайлэб» и «Алмаз»
Американцы быстро переориентировались. В начале 1960-х Минобороны США представило новую концепцию - орбитальные станции, которые в мирное время вели разведку, а во время войны могли перехватывать вражеские ракеты.
Первый проект MOL провалился, а смета росла, сроки срывались, и президент Никсон его закрыл.
Затем появился «Скайлэб» — станция, с которой США получили бесценный опыт работы на орбите, несмотря на многочисленные технические аварии. Ремонтировать её приходилось вручную, на «Аполлонах», а программа обошлась в 3 миллиарда долларов.
СССР тем временем развивал собственное направление — «Алмаз», проект военной орбитальной станции, возглавленный конструктором Владимиром Челомеем. Советские инженеры шли тем же путём, что и США, но столкнулись с той же проблемой: станциям требовались надёжные транспортные корабли.
Челноки против грузовиков
Американцы сделали ставку на многоразовые корабли. В 1970 году Никсон одобрил разработку программы Space Shuttle, рассчитывая, что шаттлы снизят затраты и станут коммерчески выгодными.
Советское руководство пошло другим путём: в условиях плановой экономики можно было не согласовывать бюджет, поэтому СССР сосредоточился на автоматических грузовиках ТКС, расшифровка транспортных кораблях снабжения.
Первый ТКС под названием «Космос-929» отправился на орбиту в 1977 году — на шесть лет раньше, чем американский шаттл «Энтерпрайз».
Но у СССР не было готовых станций для обслуживания таких кораблей. А вот американская программа Shuttle выглядела невероятно амбициозно — она поражала советских инженеров масштабом.
Паника в Москве: «шаттл» как оружие
- Советские аналитики быстро рассчитали: шаттл может поднимать на орбиту почти 30 тонн и возвращать обратно до 14,5. В разы больше, чем позволяли советские носители.
Это породило подозрения, что не собираются ли американцы использовать челнок как ядерный бомбардировщик или даже средство для захвата советских орбитальных станций?
Достоверных доказательств этому не нашлось, но в СССР решили не рисковать. Так началась советская программа ответного корабля.
🛠 Все инструменты
ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА в разгаре ➡️ скидки до 70%
ПРОМОКОДЫ для выгодных покупок:
🔺TURBO100 - скидка 100 ₽ на товары из подборки
Срок акции по 16.11.2025
🔺VMESTE10 - скидка 10% на заказ 3 товаров с этой страницы. (Важно: промокод не суммируется с другими акциями и не действует на товары для самовывоза.)
Срок акции по 30.12.2025
Реклама. ООО "ВсеИнструменты.ру" ИНН 7722753969
#ВсеИнструменты
«Буран»: советский ответ Америке
После долгих споров военные настояли: стране нужен собственный многоразовый корабль. Так в 1976 году появилось НПО «Молния», возглавленное инженером Глебом Лозино-Лозинским.
Он не скрывал, что при создании «Бурана» конструкторы ориентировались на американский шаттл, но адаптировали и улучшали его под свои технологии.
15 ноября 1988 года «Буран» совершил первый и единственный полёт полностью в автоматическом режиме, без экипажа. Это достижение вошло в Книгу рекордов Гиннесса: американские шаттлы такого не умели.
Но вскоре программа «Энергия–Буран» была приостановлена, а после распада СССР — окончательно закрыта. Единственный экземпляр корабля погиб в 2003 году, когда на Байконуре обрушилась крыша ангара.
Конец космической гонки
Американская программа шаттлов продержалась дольше, но оказалась крайне дорогой — 450 миллионов долларов за запуск, 160 миллиардов за всё время существования. После катастроф «Челленджера» и «Колумбии» проект признали нерентабельным и свернули в 2011 году.
Однако перед закрытием шаттлы успели принять участие в самом мирном космическом проекте — строительстве международной станции «Мир», куда доставляли российские модули.
Так закончилась эпоха военного противостояния на орбите и началась новая — сотрудничество. Вместо того чтобы готовиться к «звёздным войнам», две державы стали партнёрами в космосе
Приглашаю тебя подписаться на мой II-ой канал, про удивительные факты стран, особенности народов и просто любители путешествий:
https://dzen.ru/turist_prikolist
В итоге...
Когда-то «владение орбитой» рассматривалось как ключ к мировой гегемонии.
Сегодня же американцы и россияне переживают не лучшие партнерские отношения, а на пятки им наступают частные компании вроде SpaceX Илона Маска.
Парадоксально, но именно страх перед космической войной подтолкнул человечество к мирному освоению звёзд.