Найти в Дзене
ЦИФРОХАЙП

«Война за орбиту»: как СССР и США готовились к космической бойне?

В середине 20 века человечество впервые вышло в космос и почти сразу превратило его в арену для потенциальной войны.
Военные стратеги СССР и США были уверены: если начнётся третья мировая, решающее сражение произойдёт не на Земле, а на орбите. Тот, кто сможет контролировать космос, получит абсолютное военное превосходство. Как это было? Сейчас расскажу, а пока Приглашаю тебя подписаться на мой II-ой канал, про удивительные факты стран, особенности народов и просто любители путешествий: https://dzen.ru/turist_prikolist Мысль использовать космос для войны появилась ещё до полёта Гагарина. Уже в 1950-х инженеры и генералы по обе стороны океана представляли себе орбиту как плацдарм для ядерных ударов. В 1957 году корпорация Boeing по заказу Пентагона начала разработку орбитального бомбардировщика X-20 Dyna Soar, прозванного «Динозавром». Аппарат должен был подниматься на орбиту с помощью ракеты «Титан», снижаться до 60 км, сбрасывать ядерные бомбы и вновь уходить в космос, вне досягаем
Оглавление

В середине 20 века человечество впервые вышло в космос и почти сразу превратило его в арену для потенциальной войны.


Военные стратеги
СССР и США были уверены: если начнётся третья мировая, решающее сражение произойдёт не на Земле, а на орбите. Тот, кто сможет контролировать космос, получит абсолютное военное превосходство.

Как это было? Сейчас расскажу, а пока

Приглашаю тебя подписаться на мой II-ой канал, про удивительные факты стран, особенности народов и просто любители путешествий:
https://dzen.ru/turist_prikolist

Начало: мечта о ядерном небе

Мысль использовать космос для войны появилась ещё до полёта Гагарина. Уже в 1950-х инженеры и генералы по обе стороны океана представляли себе орбиту как плацдарм для ядерных ударов.

В 1957 году корпорация Boeing по заказу Пентагона начала разработку орбитального бомбардировщика X-20 Dyna Soar, прозванного «Динозавром». Аппарат должен был подниматься на орбиту с помощью ракеты «Титан», снижаться до 60 км, сбрасывать ядерные бомбы и вновь уходить в космос, вне досягаемости советских перехватчиков.

 X-20 Dyna Soar
X-20 Dyna Soar



Кстати, в числе первых испытателей проекта был
Нил Армстронг, будущий первый человек на Луне.

Но замысел оказался утопией: подготовка к запуску занимала сутки, а скрыть такой старт от СССР было невозможно. В 1963 году программа X-20 была закрыта, дешевле и надёжнее оказалось держать ракеты в шахтах и на подлодках.

Орбитальные станции: «Скайлэб» и «Алмаз»

Американцы быстро переориентировались. В начале 1960-х Минобороны США представило новую концепцию - орбитальные станции, которые в мирное время вели разведку, а во время войны могли перехватывать вражеские ракеты.

Первый проект MOL провалился, а смета росла, сроки срывались, и президент Никсон его закрыл.

Затем появился
«Скайлэб» — станция, с которой США получили бесценный опыт работы на орбите, несмотря на многочисленные технические аварии. Ремонтировать её приходилось вручную, на «Аполлонах», а программа обошлась в 3 миллиарда долларов.

Скайлэб
Скайлэб

СССР тем временем развивал собственное направление — «Алмаз», проект военной орбитальной станции, возглавленный конструктором Владимиром Челомеем. Советские инженеры шли тем же путём, что и США, но столкнулись с той же проблемой: станциям требовались надёжные транспортные корабли.

Челноки против грузовиков

Американцы сделали ставку на многоразовые корабли. В 1970 году Никсон одобрил разработку программы Space Shuttle, рассчитывая, что шаттлы снизят затраты и станут коммерчески выгодными.

 Space Shuttle
Space Shuttle



Советское руководство пошло другим путём: в условиях плановой экономики можно было не согласовывать бюджет,
поэтому СССР сосредоточился на автоматических грузовиках ТКС, расшифровка транспортных кораблях снабжения.

Первый ТКС под названием «Космос-929» отправился на орбиту в 1977 году — на шесть лет раньше, чем американский шаттл «Энтерпрайз».

-5



Но у
СССР не было готовых станций для обслуживания таких кораблей. А вот американская программа Shuttle выглядела невероятно амбициозно — она поражала советских инженеров масштабом.

Паника в Москве: «шаттл» как оружие

  • Советские аналитики быстро рассчитали: шаттл может поднимать на орбиту почти 30 тонн и возвращать обратно до 14,5. В разы больше, чем позволяли советские носители.
-6



  • Это породило подозрения, что не собираются ли американцы использовать челнок как
    ядерный бомбардировщик или даже средство для захвата советских орбитальных станций?

Достоверных доказательств этому не нашлось, но в СССР решили не рисковать. Так началась советская программа ответного корабля.

🛠 Все инструменты

ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА в разгаре ➡️ скидки до 70%

ПРОМОКОДЫ для выгодных покупок:

🔺TURBO100 - скидка 100 ₽ на товары из подборки

Срок акции по 16.11.2025

🔺VMESTE10 - скидка 10% на заказ 3 товаров с этой страницы. (Важно: промокод не суммируется с другими акциями и не действует на товары для самовывоза.)

Срок акции по 30.12.2025

Реклама. ООО "ВсеИнструменты.ру" ИНН 7722753969

#ВсеИнструменты

«Буран»: советский ответ Америке

После долгих споров военные настояли: стране нужен собственный многоразовый корабль. Так в 1976 году появилось НПО «Молния», возглавленное инженером Глебом Лозино-Лозинским.

Он не скрывал, что при создании
«Бурана» конструкторы ориентировались на американский шаттл, но адаптировали и улучшали его под свои технологии.

Космический шаттл буран
Космический шаттл буран

15 ноября 1988 года «Буран» совершил первый и единственный полёт полностью в автоматическом режиме, без экипажа. Это достижение вошло в Книгу рекордов Гиннесса: американские шаттлы такого не умели.

Но вскоре программа «Энергия–Буран» была приостановлена, а после распада СССР — окончательно закрыта. Единственный экземпляр корабля погиб в 2003 году, когда на Байконуре обрушилась крыша ангара.

Конец космической гонки

Американская программа шаттлов продержалась дольше, но оказалась крайне дорогой — 450 миллионов долларов за запуск, 160 миллиардов за всё время существования. После катастроф «Челленджера» и «Колумбии» проект признали нерентабельным и свернули в 2011 году.

-8

Однако перед закрытием шаттлы успели принять участие в самом мирном космическом проекте — строительстве международной станции «Мир», куда доставляли российские модули.

Экипаж Челленджера
Экипаж Челленджера

Так закончилась эпоха военного противостояния на орбите и началась новая — сотрудничество. Вместо того чтобы готовиться к «звёздным войнам», две державы стали партнёрами в космосе

Приглашаю тебя подписаться на мой II-ой канал, про удивительные факты стран, особенности народов и просто любители путешествий:
https://dzen.ru/turist_prikolist

В итоге...

Когда-то «владение орбитой» рассматривалось как ключ к мировой гегемонии.

Сегодня же американцы и россияне переживают не лучшие партнерские отношения, а на пятки им наступают частные компании вроде
SpaceX Илона Маска.

Парадоксально, но именно страх перед космической войной подтолкнул человечество к мирному освоению звёзд.