Ловушка «простого копирования»
Некоторым владельцам таксопарков кажется, что масштабирование это знакомый и понятный процесс. У нас уже есть процессы. Есть бренд. Есть подключение к Яндекс Такси. Мы просто копируем бизнес модель.
На деле это главное заблуждение. Экспансия, это не копирование. Это запуск нового бизнеса с нуля. Он будет использовать ваши ресурсы, но потребует отдельных инвестиций. И если их не посчитать, Вы рискуете не просто новым филиалом. Вы рискуете стабильностью основного, уже работающего бизнеса.
Что входит в реальную стоимость «входа»
Чтобы не было сюрпризов, давайте разберем реальные статьи расходов (помимо исследований и построения финансовой модели).
1. Постоянные расходы на старте
Это ваша база. Аренда площадки или офиса. Тут важно помнить о депозите за последний месяц. Ремонт, даже косметический. Покупка мебели, компьютеров, установка интернета и связи. Эти деньги уходят сразу и безвозвратно. Они не приносят дохода, они просто создают возможность для работы.
2. Команда. Фонд оплаты труда
Вы не можете приехать и сразу начать работать. Вам нужен руководитель филиала. Менеджеры по работе с водителями. Возможно механик или диспетчер. Этим людям нужно платить зарплату с первого дня. Еще до того как к вам придет первый водитель. Не забудьте про расходы на сам поиск персонала. Рекрутинг в новом городе тоже стоит денег.
3. Маркетинг и привлечение водителей
В вашем родном городе у вас есть репутация. В новом о вас не знает никто. Вам придется агрессивно вкладываться в рекламу. Чтобы водители узнали о вас и выбрали именно ваш парк, а не местный. Этот бюджет на привлечение на старте всегда выше, чем в работающем бизнесе. Его нужно заложить в модель отдельной строкой.
Главный риск. Кассовый разрыв из за простоя.
Допустим, вы все открыли. Вы в первые дни не загрузите парк. Первую неделю у вас будет 5 водителей. Во вторую 15. До выхода на плановую мощность, скажем, в 100 водителей, может уйти три или четыре месяца.
Все эти месяцы вы будете платить аренду. Будете платить зарплаты. Будете тратить деньги на маркетинг. А поступления от парка будут минимальными.
Это и есть кассовый разрыв (наша статья про кассовый разрыв). Вы финансируете новый филиал из кармана основного бизнеса. Если у вас нет «подушки безопасности» ( читайте нашу статью ) рассчитанной именно на этот период, новый филиал утопит ваш основной, стабильный таксопарк. Деньги просто кончатся везде.
Как считать. Ваша финансовая модель экспансии
Чтобы рост стал преимуществом, а не проблемой, нужна четкая финансовая модель (статья про персональную финансовую модель).
Первый шаг. Считаем единовременные затраты
Соберите все расходы на открытие. Ремонт, мебель, депозиты, юридическое оформление.Поиск адекватных станций ТО для машин, поставщиков запчастей или подготовка своего склада. Это сумма, которая нужна «на вчера».
Второй шаг. Считаем постоянные ежемесячные расходы
Аренда, зарплаты, связь, налоги. Это сумма, которую филиал будет тратить каждый месяц, независимо от успеха.
Третий шаг. Прогнозируем доходы
Будьте пессимистом. Сколько реально водителей вы сможете привлечь в первый месяц? Во второй? В третий? Посчитайте доход от этого количества. Не берите цифры из головы, посмотрите аналитику по региону, ставки, конкуренцию.
Четвертый шаг. Сводим дебет с кредитом
Теперь самое важное. Вычитайте из прогнозируемых доходов ваши постоянные расходы. Первые месяцы вы гарантированно получите минус.
Как пример:
Расходы 300 000 в месяц. Доходы в 1 месяц 100 000. Ваш убыток 200 000. Во 2 месяц доходы 200 000. Убыток 100 000. В 3 месяц доходы 300 000. Вышли в ноль.
Суммируйте убытки этих месяцев. 200 000 + 100 000 = 300 000. Это и есть ваш необходимый резерв. Это та сумма, которую вы должны иметь на счету помимо единовременных затрат на открытие. Это деньги на покрытие «пустых дней».
Важность предварительных исследований рынка
Помимо финансовой модели, критически важно провести исследование рынка на который Вы планируете выходить.
Оно поможет понять, какой класс машин будет наиболее востребован в новой локации.
Изучите, в какой пропорции распределены заказы по классам. Эконом, Комфорт, Комфорт+, Бизнес. Эта информация крайне важна для понимания приоритетов формирования автопарка филиала.
Также стоит изучить плотность населения будущей локации.
От плотности населения и платежеспособности, во многом зависит успех проекта.
Оцените количество конкурентов таксопарков и по возможности их приблизительный объем автопарка.
Определите локации этих парков.
Так же полезно будет понимание модели работ этих парков, наверняка они тестировании не одну, но это не должно восприниматься как догма в данном регионе.
Возможно Ваше решение будет наилучшим.
Существуют различные методы исследований.
Самый простой это сбор данных из открытых источников.
Они не дадут исчерпывающих ответов, но даже такая информация сэкономит вам время и деньги.
Если планируются крупные инвестиции или есть желание максимально снизить риски, стоит провести более детальные и глубокие исследования. Они дадут максимально точную картину рынка, что позволит сформировать максимально точную финансовую модель. Исследования позволят уточнить сезонные спады в этой локации и это важно учесть на старте.
Желательно не стартовать в сезон спада.
Стартовать нужно поэтапно, для подтверждения Вашей гипотезы развития или подстраховки в случае возникновения каких либо отклонений от плана.
Поэтому загрузку парка машинами запланируйте на этапы, чтобы каждый этап дал достаточно данных для подтверждения успешности.
Иначе Вы играете в рулетку на успех, так точно не стоит поступать.
Вывод
Экспансия это отличный путь развития таксопарка. Но это марафон, а не спринт. Ваш основной бизнес не должен стать заложником нового филиала.
Правильная финансовая модель и глубокое исследование рынка это не гарантия успеха. Но это гарантия того, что вы не проиграете из за глупой ошибки. Вы будете точно знать, сколько денег вам нужно и на какой срок. Это превращает авантюру в управляемый бизнес процесс. Считайте свои деньги до того, как их начнет считать кто то другой
Если Вам потребуется наше ПО и экспертная поддержка то будем рады ответить +79219990429 (Вацап, телеграм, моб связь)
Мы на сайте Яндекс .
Смотри нас на RUTUBE