...или 친절한 금자씨. В осенних разъездах я досмотрела трилогию про месть Пак Чхан Ука, которую начала смотреть с середины (и вершины) - "Олдбоя". "Госпожу" взялась смотреть, конечно же, из-за Ли Ен Э и ее роли в "Удачном дне" и, Боже, какие подробные, выпуклые, осязательные кошмары снились мне потом в поезде 😁
Дано:
• она - отсидевшая 13 лет в тюрьме женщина, которую вся Корея знает как добросердечную Гым Джу по серии репортажей о благочестивой заключенной, которая и за больными ухаживает с улыбкой, и в Бога верит со всей страстью.
• ее тюремные товарки, ее бывший, прочие.
Актеры:
Тут надо оговориться, что вся трилогия - режиссерское кино, актерских бенефисов в них не запланировано. Хотя в лучших из них - как в "Олдбое" - они, конечно, встречаются. Но чаще всего в таком кино показатель актерского класса - соответствовать истории. И в этом случае все было именно так.
Она - Ли Ен Э /"Удачный день Ын Су", "Объединенная зона безопасности"... и собственно причина для выбора фильма/ - очень красивая, широчайший диапазон, великолепна и благостной, и зловещей, и наивной, и мстящей. За эту роль она получила "Голубого дракона" и "Большой колокол" - аналог корейского Оскара.
Ее бывший - Чхве Мин Сик /"Олдбой"/ - вот тут как раз исключение из правил, настолько крупный актер, что поражает даже в практически бессловесной небольшой по хронометражу, но ярко-чудовищной роли.
Также в касте юная Ра Ми Ран (как развидеть ее тюремные сцены🙈), Го Чан Сок, О Даль Су, Сон Кан Хо и Син Ха Гюн - в крохотных ролях бандитов и по-настоящему "ослепительный миг" Ю Джи Тэ. И многие-многие другие, для которых эти фильмы, судя по всему, стали фундаментом будущей успешной карьеры.
Момент, который запомнился:
Тюремные сцены героини Ра Ми Ран.
Персонаж Чхве Мин Сика.
Как постепенно из картинки уходит цвет.
Визуализация мести.
Мораль: удовлетворение не в мести, а в мыслях о ней.
Это проще, чем "Олдбой", более эстетский и эмоциональный. Более поэтичный, если так можно сказать про фильм о насилии. И если смотря "Олдбоя" я почти на два часа задержала дыхание, то здесь по-настоящему переживала за героев лишь однажды. Все остальное время смотрела рационально) Итоги трилогии подведу в следующем посте про "Господина", а пока - цитаты из интервью Пак Чхан Ука журналу Time Out от 2007 года, которые точнее опишут то, что увиделось мне в этом фильме. Спасибо интернету, что все помнит))
"Я считаю, что месть может быть очень сладкой в процессе подготовки. Когда вы тщательно обдумываете возмездие, планируете все, готовитесь к нему со всей серьезностью. Это может быть сродни страсти философа, естествоиспытателя. Так что месть действительно кажется очень-очень сладким блюдом. Но в момент совершения возмездия вкус исчезает и после него остается только пустота. И тогда месть - уже совсем не сладкое блюдо".
"...сняв один за другим два фильма о мести, я ... понял, что избыточный груз гнева, ненависти и насилия стали ядом и превратили мою душу в бесплодную землю. Мне захотелось сказать, что я отказываюсь от гнева, ненависти и насилия... разве это не было бы прекрасно? Вместо этого я пришел к выводу, что мне нужно взять на вооружение более изящный гнев, стильную ненависть и утонченное насилие. В конечном счете я захотел, чтобы месть стала возмездием, осуществленным человеком, который жаждет спасти свою душу. И тогда зародился замысел фильма "Сочувствие госпоже Месть".
"Мне кажется, мстящая женщина ведет себя не так, как мстящий мужчина. Когда мужчина идет убивать, он не заботится о красоте своего пистолета. И пока он стоит на ногах, он не позволит другому отомстить за себя. Ли Ен Э, исполнительница главной роли, снималась у меня в “Объединенной зоне безопасности" ...Тогда у меня осталось ощущение, что она не до конца реализовала свой актерский потенциал. Вы, наверное, не знаете, но она очень известна в Корее. Снимается на телевидении и в рекламе. У нее вполне определенный образ - мягкой, добросердечной красавицы. “Сочувствие госпоже Месть" для корейского зрителя - довольно радикальная и интересная смена образа: мисс Совершенство оборачивается разъяренной фурией. Это все равно как если бы Одри Хепберн сыграла серийного убийцу".
"...быстро понял: удовлетворение не в мести, а в мыслях о ней. Когда дело сделано, радость уходит. В последнем фильме трилогии эта мысль проговаривается особенно четко. Тюремная камера, в которой сидит главная героиня, совсем не мрачна, она почти красива, окрашена в теплые оттенки. Лицо женщины озарено внутренним светом, потому что она представляет, как осуществится ее собственное правосудие. Это придает ей сил. Но, когда она выходит на свободу, ее лицо становится грустным. Можно совет? Если хочешь быть счастлив в жизни - думай о мести, но никогда не осуществляй своих планов. До конца жизни. Тогда умрешь счастливым".
"Не думаю, что кто-то из героев моего фильма стал счастливее, отомстив за погибшего ребенка. Все эти люди ожидали удовлетворения, верили в то, что месть принесет успокоение душам их детей. И ждут появления ангела в финале. Но месть принесла новую боль. Единственный герой, который не захотел участвовать в расправе, возможно, будет жалеть о своем малодушии всю жизнь. Но жалеть будут и те, кто не дрогнул. Удовлетворение невозможно ни в том, ни в другом случае. Вы же не думаете всерьез, что отмщение - это компенсация за прерванную жизнь? Оказавшись один на один со своим врагом, главная героиня говорит: “Если я тебя убью, мой сын не вернется к жизни". Но в конце эпизода все равно убивает его. Потому что она слишком долго жила с мыслью о мести. Даже осознание бесполезности этого поступка не может ее остановить. Это звериный инстинкт, и ее остается только пожалеть. Именно поэтому в названии фильма есть слово "сочувствие".