Харуки Мураками стал популярен в России в начале 2000-х. Помню, в те годы его книги можно было увидеть у каждого второго пассажира в московском метро. Это был настоящий бум.
Сейчас, в 2025 году, его книги в России уже не так популярны. Их продолжают переиздавать, но почти не популяризируют и не продвигают. Кажется, об авторе стали забывать.
И здесь стоит напомнить, что Харуки Мураками неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, и последний раз это произошло как раз в 2025 году.
Меня заинтересовала биография писателя, и в ближайшей библиотеке я нашла три книги, которые вы видите на фото.
В этой статье я хочу поделиться с вами интересными фактами из его жизни. Всю информацию я почерпнула из книг, представленных выше.
Котики и «Мураками Радио»
До того как стать известным писателем, Харуки Мураками семь лет (с 1974 по 1981 год) владел джаз-баром «Питер Кэт» в Токио, названным в честь его кота. Бар был открыт на деньги, взятые в долг у родственников его жены Ёко, — кстати, название придумала она. Именно там, слушая джаз и общаясь с самыми разными людьми, он и сформировал свою уникальную творческую атмосферу.
С тех пор музыка занимает важнейшее место в его жизни. Мураками — страстный коллекционер виниловых пластинок (в его коллекции более 10 000 записей). Писатель даже ведет собственную радиопрограмму «Мураками Радио», где делится музыкой из своих архивов — от джаза и классики до рока и поп-музыки.
И, конечно, нельзя обойти вниманием любовь Мураками к кошкам. Эти животные — постоянные герои его произведений; вспомните хотя бы мудрого кота из «Охоты на овец». У самого писателя кошки были всю жизнь, начиная со времен джаз-бара. Он считает их мистическими и невероятно гармоничными созданиями.
Как начать с джаз-бара…
… и внезапно понять, что ты можешь писать романы.
Мне всегда интересно, как люди приходят к писательству, поэтому я люблю изучать истории их становления. Кто-то с детства пишет стихи, затем рассказы, и лишь потом рождается нечто более фундаментальное — например, роман.
А кто-то вообще ничего не пишет, пока в один прекрасный момент его не осеняет: «Я могу написать роман». Именно так случилось с Мураками.
История его литературного дебюта стала почти легендой. В 1978 году он сидел на бейсбольном матче, пил пиво и наблюдал за игрой. Когда американец Дэйв Хилтон выбил дабл, в голову Мураками пришла четкая, как удар, мысль: «Я могу написать роман».
Харуки Мураками:
«Это было словно откровение — гром среди ясного неба. Ни повода, ни возможности это объяснить. Просто идея, посетившая меня, просто мысль: я могу сделать это. Пришло время сделать это».
Уже вечером того же дня Мураками сел за кухонный стол и начал писать свой первый роман — «Слушай песню ветра».
Причём интересно, что изначально он написал его по-английски — чтобы добиться простоты и естественности фраз. А уже потом перевёл на японский. Этот необычный приём помог ему выработать фирменный, лишённый вычурности «атласный» стиль.
Из-за нехватки времени писать приходилось по ночам, совмещая творчество с работой в джаз-баре. Как позже признавался Мураками, именно поэтому его первый роман состоит из коротких глав и предложений. И всё же всего за шесть месяцев книга была готова. Рукопись отправили в литературный журнал, и в 1979 году она получила премию за лучший дебют. Что и говорить — начало писательской карьеры более чем впечатляющее!
Музыка как важный персонаж
Давайте поговорим о музыке.
Ведь она занимает центральное место не только в жизни, но и в творчестве Мураками. Для писателя музыка — лучший способ войти в глубины бессознательного, в этот вневременной мир нашей души. Мураками считает, что у предложений должен быть ритм. Романист рассказывает истории, извлекая на поверхность внутренние повествования, которые находят отклик в душе каждого читателя.
Яркий пример этого приёма — сцена из «Норвежского леса». В ней Рэйко рассказывает главному герою, Тору Ватанабэ, историю своей жизни. Во время первой прогулки она говорит о девичьей мечте стать пианисткой, о проявлении психического заболевания, о спасении через замужество и рождение дочери, о начале новой карьеры и знакомстве со злополучной ученицей. Затем следует перерыв, а на следующий день — окончание истории о крушении жизни Рэйко и настигшем её безумии. При этом Тору задаёт как раз те вопросы, которые читатель и сам хотел бы задать. Его чувство ритма, проницательность и сочувствие не могут не восхищать.
Вот почему музыка в текстах Мураками — не просто фон, а полноценный персонаж.
О чем я говорю, когда говорю о беге
Мураками — заядлый бегун и триатлет. Он встаёт в четыре часа утра, работает за письменным столом пять-шесть часов, а потом отправляется на пробежку или заплыв. Писатель участвовал в множестве марафонов и заплывов.
Свою философию и размышления о связи между письмом и спортом он изложил в книге-эссе «О чём я говорю, когда говорю о беге». Это очень мотивирующая книга, так что если вы давно откладываете начало пробежек, возможно, именно с неё и стоит начать.
Сам себе переводчик
Мураками — блестящий переводчик англоязычной литературы. В его переводах японский читатель получил всего Ф. Скотта Фицджеральда, романы Рэймонда Карвера, Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи»), Урсулы Ле Гуин и многих других. Эта работа сильно повлияла на формирование его собственного стиля, который часто характеризуют как «американский» в японской прозе.
Интересно, что в школьные годы Мураками был не самым прилежным учеником. Он сам признавался в интервью, что его учительница английского языка пришла бы в ужас, узнав, что он стал переводчиком.
Страх не успеть
В обычной жизни Мураками не задумывается о том, что смерть может прийти внезапно. Но как только он начинает работу над новым романом, в нём просыпается страх умереть, не успев закончить произведение. В эти периоды писатель становится мнительным и мысленно умоляет судьбу, чтобы его время не оборвалось самым неожиданным образом.
Подобное, например, случилось с одним из его любимых авторов, Скоттом Фицджеральдом, — тот скоропостижно скончался от сердечного приступа, так и не успев дописать «Последнего магната». Как говорит Мураками, нет ничего ужаснее, чем уйти, не завершив работу, потому что сюжет и финал уже родились в его сознании, и он не хотел бы унести их с собой в могилу.
Вот такая неординарная и глубокая личность — Харуки Мураками.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там еще больше заметок про книги и не только!
А также читайте статью про роман «Норвежский лес».