Найти в Дзене
Истории Кристины

Королева благословила брак, который погубил её крёстницу: конец Сары Форбс Бонетты

После свадьбы, которую Сара Форбс Бонетта так отчаянно пыталась предотвратить, ей оставалось жить всего восемнадцать лет. За это время она родит троих детей, вернётся в Африку и умрёт молодой от болезни, преследовавшей её с детства. А королева Виктория запишет в дневнике загадочные обвинительные строки. Дорогие читатели, про то, кто такая Сара и что это вообще за свадьба такая, можно узнать тут: Молодожёны ненадолго остановились в Бристоле после церемонии, но бизнес Джеймса в основном базировался в Африке, поэтому вскоре они покинули Англию, отправившись сначала в Сьерра-Леоне, а затем в Лагос. Пока муж занимался своими коммерческими делами, Сара нашла себе занятие по душе – она стала преподавать в школе. Но вскоре молодых настигли новые проблемы: Лагос оказался не слишком спокойным и надежным местом. Как ни странно, именно королева, которая настояла на браке Сары с человеком, живущим в Лагосе, теперь боялась, что её крёстная дочь может оказаться в опасности. Настолько, что сочла необх
Оглавление

После свадьбы, которую Сара Форбс Бонетта так отчаянно пыталась предотвратить, ей оставалось жить всего восемнадцать лет. За это время она родит троих детей, вернётся в Африку и умрёт молодой от болезни, преследовавшей её с детства. А королева Виктория запишет в дневнике загадочные обвинительные строки.

Сара с детьми
Сара с детьми

Возвращение на родной континент

Дорогие читатели, про то, кто такая Сара и что это вообще за свадьба такая, можно узнать тут:

Молодожёны ненадолго остановились в Бристоле после церемонии, но бизнес Джеймса в основном базировался в Африке, поэтому вскоре они покинули Англию, отправившись сначала в Сьерра-Леоне, а затем в Лагос. Пока муж занимался своими коммерческими делами, Сара нашла себе занятие по душе – она стала преподавать в школе.

Сара с мужем. Ещё один снимок знаменитой фотосессии
Сара с мужем. Ещё один снимок знаменитой фотосессии

Но вскоре молодых настигли новые проблемы: Лагос оказался не слишком спокойным и надежным местом. Как ни странно, именно королева, которая настояла на браке Сары с человеком, живущим в Лагосе, теперь боялась, что её крёстная дочь может оказаться в опасности. Настолько, что сочла необходимым организовать для неё план экстренной эвакуации через Королевский флот, который даже получил специальный указ спасти Сару в случае каких-либо неприятностей, например, политического восстания.

Спасибо ей, конечно... Но разрешение вернуться в Англию Сара получила от королевы вовсе не потому, что та хотела сберечь ее от беды, а совсем по другой причине...

Возвращение домой

В 1863 году Сара родила дочь. Желая назвать её Викторией, супруги попросили разрешения у королевы дать ребёнку её имя. Естественно, Виктория была в восторге. Она не только согласилась, но и выразила готовность стать крёстной матерью младенца. Это означало, что Саре вскоре предстояло организовать очередное заморское путешествие, чтобы представить дочь её тёзке-королеве.

Сара Форбс Бонетта
Сара Форбс Бонетта

Три года спустя, в декабре 1867 года, Сара с семьёй вновь вернулась в Англию и представила малышку, которая к тому времени уже научилась ходить, королеве Виктории. 

Оффтоп от автора: удивительно, насколько по-другому тогда текло время. Пока семья плыла из Африки в Лондон, у них выросла дочь. Сейчас мы летаем на Маврикий или Сейшелы на две недельки погреться 😂

При крещении девочка получила имя Виктория Матильда Дэвис, а королева подарила ей набор посуды – золотые вилку, нож и ложку и чашку из серебра. Типичный королевский подход к детским подаркам 😅.

Визит прошёл в атмосфере радости и веселья. Сара и представить не могла, как скоро ее опять настигнет злой рок, преследовавший ее всю жизнь.

Болезнь, которую невозможно победить

Внезапно Сара чувствовала себя плохо. Тот самый проклятый хронический кашель вернулся с удвоенной силой, и на этот раз ничто не могло его успокоить. Хотя у Сары и Джеймса впоследствии родилось ещё двое детей, её здоровье продолжало ухудшаться. Становясь всё слабее, Сара наконец узнала разрушительную причину своих страданий.

Оказалось, что она больна туберкулёзом – ужасной и в то время абсолютно неизлечимой болезнью. Медицина была бессильна. Но Сара отказывалась сдаваться.

И ещё одна красивая фотография :)
И ещё одна красивая фотография :)

Не зная, что ещё предпринять, девушка начала искать варианты. Способов было немного, но она не собиралась опускать руки. В попытке улучшить своё состояние она в конце концов отправилась на Мадейру, надеясь и молясь, что более тёплый климат острова поможет ей восстановить столь необходимые силы.

Увы, конец ее наступил стремительно.

Сара Форбс Боннетта скончалась 15 августа 1880 года в Фуншале на острове Мадейра. Ей было всего тридцать семь лет. Теперь её последнее пристанище находится на Британском кладбище Фуншала, рядом с англиканской церковью Святой Троицы на улице Руа Кебра Костас.

К несчастью, не все члены её семьи находились рядом в момент её смерти. Семнадцатилетней дочери Виктории не было на Мадейре, когда мать умирала от туберкулёза. Она как раз направилась навестить королеву в Осборне, когда получила трагическое известие. Королева Виктория написала в своём дневнике, что молодая женщина была «ужасно расстроена и потрясена», и сама разделила скорбь дочери Сары.

Но горе, как говорят, проходит через семь стадий, и печаль, которую испытывала королева Виктория по поводу утраты Сары, возможно, местами сменилась гневом. Другая запись в дневнике Виктории показывает, что она, по крайней мере отчасти, винила в преждевременной смерти Сары её вдовца Джеймса. Явное негодование сквозит в некоторых строках: 

«Отец Виктории потерпел крах в бизнесе, что усугубило болезнь её бедной матери». 

Эти слова красноречиво говорят о том, что королева Виктория думала о Джеймсе.

После смерти Сары Джеймс воздвиг в её честь гранитный обелиск высотой более восьми футов в районе Айджон на западе Лагоса. Надпись на обелиске гласит: «В память о принцессе Саре Форбс Боннетта, супруге достопочтенного Дж. П. Л. Дэвиса, покинувшей этот мир на Мадейре 15 августа 1880 года в возрасте 37 лет».