Спрашивают меня, почему давно не было на канале чего-нибудь нового из мира джаз-хопа или битмейкинга с джазовым уклоном - так это потому, что ничего интересного в этом новом не обнаруживается. Последнее, что вспоминается из особо примечательного - это, пожалуй, The Gaslamp Killer, который вместе с командой The Heliocentrics выпустил в 2023 году хороший альбом Legna - да и то, на нём больше прослеживается влияние библиотечной музыки, психоделики и фанка, чем непосредственно джаза, и крутая новая команда ØKSE, которая в прошлом году выпустила дебютный одноимённый альбом (где-то вверху я рассказывал о нём), объединившая фри-джаз и рэп.
Что-то делали ещё и BadBadNotGood, и Dinner Party с Террас Мартином и Робертом Гласпером, и 9th Wonder, и ещё кто-то, но по большому счёту, ничего прорывного не было.
Так что, любителям джаз-хопа и произведений битмейкеров, использующих джаз как основу, лучше возвращаться в прошлое, к всё тем же A Tribe Called Quest, De La Soul, Guru, Digable Planets, Madlib, J Dilla или Роберту Гласперу с его Black Radio.
Могу посоветовать ещё несколько интересных альбомов этого направления, в которых джаз не только выступает в роли поставщика сэмплов, битов и лупов, а играет главенствующую роль, плюс - записывали эти альбомы очень уважаемые джазовые исполнители, которые в своё время пытались найти общий язык с набирающим силу хип-хопом и битмейкингом.
Greg Osby - 3-D Lifestyles (https://album.link/s/4CSHeujvlqWo12AekqrV1J) - один из первых серьёзных джазовых музыкантов, кто попытался затащить хип-хоп в джаз (перед ним был сам Майлз Дэвис с Doo Bop, ну и Хэрби Хэнкока ещё не забудем) - вышедший в 1992 году альбом талантливого джазового саксофониста вызвал бурю эмоций - джазовые критики плевались ядом и извергали проклятия, прогрессивные же слушатели с восторгом приняли эту попытку - выпущенный на почтенном джазовом лейбле Blue Note, альбом был спродюсирован Али Шахидом Мухаммадом из A Tribe Called Quest и представляет собой один из самых гармоничных гибридов джаза и рэпа.
DJ Krush & Toshinori Kondo - Ki-Oku - прежде чем купить свою первую вертушку DJ Krush состоял в одной из банд якудзы и по преданию, увидев однажды отрубленный палец, решил встать на путь исправления. Тосинори Кондо же был известнейшим японским авангардным, джазовым и экспериментальным трубачом - как раз незадолго до записи этого альбома он начал экспериментировать с электротрубой - в акустическую трубу он вставил микрофон и пропускал звук через различные электронные примочки, искажающие звучание.
И вот, объединившись, эти два уважаемых джентльмена записали отличный альбом, на котором битмейкинг и электро-акустический джаз погружаются в гипнотические и психоделические глубины - джаз там соседствует с трип-хопом и дабом, а инструментальный хип-хоп расцвечивается замысловатыми битами и сэмплами.
К сожалению, этого альбома почему-то практически нигде нет на общедоступных музыкальных сервисах, а рекламировать "весёлых роджеров" как-то не комильфо, так что ищите сами - альбом хороший.
Bennie Maupin & Patrick Gleeson - Driving while black (https://album.link/s/0QOavbxNjSaLKsyBeePNlZ) - этот альбом был выпущен в 1998 году и стал первым за 20 лет альбомом, где саксофонист и бас-кларнетист Бенни Мопен выступал в качестве лидера - Бенни Мопен прежде всего известен своей работой с Майлзом Дэвисом на альбомах Bitches Brew и On the Corner, с Хэрби Хэнкоком на знаменитом альбоме последнего Headhunters, где Мопен написал мелодию известнейшей композиции Chameleon, а также своим сольным альбомом 1974 года The Jewel in the Lotus - утерянной жемчужиной спиритуального джаза, как его иногда называют. Теперь же Бенни Мопен записал альбом, где спиритуальный джаз 70-х, фьюжн 80-х и эйсид-джаз 90-х объединяются с хип-хопом и битмейкингом наступающих 00-х - очень интересный и классный альбом с замечательной игрой на саксофоне самого Мопена. Да и битмейкинг Патрика Глисона впечатляет - уважаемый человек, говорят, что именно он познакомил Хэрби Хэнкока в начале 70-х с только появившимися тогда синтезаторами.
DJ Spooky & Matthew Shipp, William Parker, Joe McPhee, Guillermo Brown - Optometry (https://album.link/s/0Zu536KtIHcr5qcIDcohEF) - увидев написанные имена после DJ Spooky многие упадут в обморок - эти совсем не последние люди в мире импровизационной музыки и фри-джаза никак не вяжутся с рэпом и битмейкингом. Но в 2001 году лейбл Blue Note предпринял отчаянную попытку поженить неженимое - результат оказался вполне замечательным - фри-джаз иногда пробивается через скрэтчинг, сэмплы, биты и читку, импровизационная сущность поддерживающих DJ Spooky исполнителей тоже не даёт заскучать - очень классный и главное не стандартный релиз.
Пианист Мэтью Шипп, когда его пытались обвинить в измене джазу после записи этого альбома, как-то сказал: "Я думаю, джаз стал своим собственным музеем, своим собственным кладбищенским сторожем, и он прогибается под тяжестью собственных претензий. Я определённо считаю, что необходимо расширять его границы и пытаться отражать дух времени" - золотые слова.
P.S. Недавно вышедшие альбомы ищите на нашем канале Jazz Chat Music (https://t.me/albumsjazzchat) - там сегодня вышли обзоры на новые альбомы Аарона Паркса, Томаса Моргана и Криса Уильямса.
А больше почитать о джазе можно на нашем новом канале Jazzed! (https://t.me/imjazzed) - из недавнего там есть посты о David Fiuczynski, о Билли Мартине из Medeski Martin & Wood, и интересная статья о том, как старая музыка убивает новую.