Сегодня, 9 ноября, не стало Эрика Булатова.
Это выдающийся российский художник, один из основателей московского концептуализма и современного российского искусства. Он известен картинами, объединяющими фигуративное изображение и текст.
Эрик Булатов прославился после того, как его работа "Горизонт" появилась на афише Венецианской биеннале. Это произошло в 1972 году.
Также международное признание пришло к художнику в 1988 году после серии крупных персональных выставок, в том числе в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других, а также после участия в Венецианской биеннале. Тогда Булатов был назван "художником перестройки" и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Он удостоен званий Почётного члена Российской академии художеств (2008) и член-корреспондента Саксонской академии искусств (1997).
Первую персональную выставку художник провёл в Швейцарии в 1988 году, на мероприятии были представлены десятки его картин, вывезенных за рубеж частными коллекционерами. Вслед за ней прошли выставки в европейских странах и США, с начала 2000-х годов — в России. А вот в СССР Эрик Булатов практически не выставлялся. Это было связано с цензурными ограничениями.
В 2024 году на выставке "Живу дальше. Лаборатория художника", приуроченной к 90-летию Эрика Булатова, мне посчастливилось познакомиться лично с работами художника, которые ранее не экспонировались. На выставке были представлены семь картин (в их числе "Горизонт") и около сотни рисунков, которые демонстрируют, как зарождается замысел и как он воплощается на холсте или бумаге, а также многолетние эксперименты художника в поисках единственно верного художественного решения.
В дань памяти и уважения художнику, хотелось бы вспомнить самые знаменитые его работы.
ГОРИЗОНТ
Вместо линии горизонта художник изображает орденскую ленту или красную ковровую дорожку — советские символы успеха.
Горизонт, перекрытый этой деталью, может символизировать не только физическую линию, разделяющую землю и небо, но и символ недостижимых идеалов и мечтаний, которые были навязаны обществу.
Композиция картины направлена к центру — это создаёт ощущение фокуса на "горизонте", который, несмотря на свою кажущуюся близость, остаётся недостижимым.
АВТОПОРТРЕТ
Одна из ранних работ Булатова.
На полотне повторяющиеся лица вписаны в чёрный силуэт человека в котелке. В работе присутствует отсылка к Рене Магритту.
Художник хотел выразить сознание человека, живущего во враждебном социальном пространстве. Ему нужно было защититься, укрыться, чтобы его не узнали. Поэтому он прячет свою голову в некий чехол.
ЛУВР. ДЖОКОНДА
Это произведение посвящено отношениям зрителя и искусства в музее, опыту взгляда и восприятия в условиях медийного и социального хаоса, визуальному размышлению о диалоге зрителя и искусства.
Красный цвет в картине выступает метафорой медийного и социального хаоса, который мешает воспринимать искусство. Толпа напоминает фотографию из старой советской газеты, почему-то напечатанную алыми чернилами, в то время как музейные залы выглядят реалистично.
УЛИЦА КРАСИКОВА
Люди, идущие по тротуару вперёд, в перспективу сужающейся аллеи, машины, мчащиеся по дороге, противостоят шагающему навстречу всем им монументальному Владимиру Ленину на большом плакате, перед которым выстелена дорожка неухоженного газона.
Динамичная фигура Ильича на "сакральном" белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символизирующий мир социума, существующий как будто в параллельной плоскости.
В этом произведении художник противодействует советской идеологии, стремящейся заполонить собой всё искусство, используя его в качестве механизма для пропаганды.
КАРТИНА И ЗРИТЕЛИ
На картине изображены экскурсанты в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед "Явлением Христа народу" Александра Иванова. Две трети всей поверхности холста занимает воспроизведение полотна А. Иванова, а изображению стоящих перед ним зрителей отдан лишь передний план.
Работа представляет собой размышление автора о природе станковой живописи, её взаимоотношениях с окружающим пространством и зрителем, а также диалог классического академического искусства и концептуального, постмодернистского.
ХОТЕЛОСЬ ЗАСВЕТЛО, НУ, НЕ УСПЕЛОСЬ
Белые буквы на фоне вечернего, умиротворённого мегаполиса могут символизировать понимание, что наступит завтра и всё успеется.
Фраза "Хотелось засветло, ну, не успелось" взята из стихотворения неофициального поэта Всеволода Некрасова.
СЛАВА КПСС
Лозунг "Слава КПСС" (самый банальный советский лозунг) написан красными буквами по синему небу, но небо отдаляется от букв и уходит в глубину картины. Таким образом, поверхность картины разделяет два противоположных пространства: пространство букв направлено на зрителя, а пространство неба, наоборот, уходит от поверхности в глубину, удаляясь от зрителя.
Красные буквы выражают социальное пространство и не дают войти в пространство картины.
Поверхность картины — граница социального пространства, а небо — пространство свободы.