Найти в Дзене
Минтранс России

137 лет со дня рождения Андрея Туполева

10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в сельце Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии в семье провинциального нотариуса родился Андрей Николаевич Туполев- великий авиаконструктор, Герой Труда РСФСР (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), кавалер восьми орденов Ленина (1933, 1945, 1946, январь и декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), доктор технических наук, член Академии наук СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967). В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Твери. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). Во время учебы увлекся аэродинамикой. В 1909 году под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С 1916 по 1918 год работал в первом в России авиационном расчётном бюро, конструировал аэродинамические трубы. Вместе с Жуковским стоял у истоков Центрального аэроги

10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в сельце Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии в семье провинциального нотариуса родился Андрей Николаевич Туполев- великий авиаконструктор, Герой Труда РСФСР (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), кавалер восьми орденов Ленина (1933, 1945, 1946, январь и декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), доктор технических наук, член Академии наук СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967).

В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Твери. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). Во время учебы увлекся аэродинамикой. В 1909 году под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году совершил первый полет.

-2

С 1916 по 1918 год работал в первом в России авиационном расчётном бюро, конструировал аэродинамические трубы. Вместе с Жуковским стоял у истоков Центрального аэрогидродинамического института. С 1918 по 1936 член коллегии и заместитель начальника ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

-3

22 октября 1922 г. считается днем основания опытного конструкторского бюро ЦАГИ, от которого ведет свою историю современное АО «Туполев». В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1, в 1924 - первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2, а в 1925 - первый боевой цельнометаллический самолёт АНТ-З. В 1930 году назначен главным конструктором ЦАГИ. В 1934 году сконструирован самый большой для своего времени 8-моторный самолет АНТ-20 "Максим Горький" пассажировместимостью до 60 человек.

-4

В 1936 году занял должность первого заместителя начальника и главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности. 18–20 июня 1937 года летчики Чкалов, Байдуков и Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер.

-5

В 1955 году Ту-104 стал первым советский реактивным пассажирским авиалайнером В 1960-е годы появилось семейство магистральных самолетов: в 1960 - Ту-124, в 1963 - Ту-134, в 1968 - Ту-154 и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Всего под руководством Андрея Туполева спроектировано более 100 военных и гражданских самолетов, 70 из них ушли в серийное производство.

Андрей Николаевич Туполев во время презентации сверхзвукового самолета Ту-144 в аэропорту Шереметьево в мае 1969 года
Андрей Николаевич Туполев во время презентации сверхзвукового самолета Ту-144 в аэропорту Шереметьево в мае 1969 года