Найти в Дзене
Gedonistica

Персидский странник

Признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва! Ведь только здесь еще и дорожат дворянством. Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль: Кто хочет к нам пожаловать, — изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнехонько, про всех готов обед. Александр Грибоедов, «Горе от ума» Жизнь Александра Грибоедова с самого рождения была окутана тайной. Даже дата его появления на свет до сих пор вызывает споры: 1790? 1792? Или 1795? Сам он предпочитал первую цифру, будто чувствовал, что успеет пожить совсем недолго. Сын образованной матери и потомков польских шляхтичей, Грибоедов уже в детстве говорил на нескольких языках, играл на фортепиано и писал стихи. Он прошёл службу в гусарах и прославился своими шалостями: по слухам, однажды въехал верхом на второй этаж во время бала, а в другой раз сыграл камаринскую на органе в костёле. Отличился он и участием в знаменитой «дуэли четверых» из-за балерины Авдотьи Истоминой, а затем ок
Признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва!
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Александр Грибоедов, «Горе от ума»

Жизнь Александра Грибоедова с самого рождения была окутана тайной. Даже дата его появления на свет до сих пор вызывает споры: 1790? 1792? Или 1795? Сам он предпочитал первую цифру, будто чувствовал, что успеет пожить совсем недолго.

Сын образованной матери и потомков польских шляхтичей, Грибоедов уже в детстве говорил на нескольких языках, играл на фортепиано и писал стихи. Он прошёл службу в гусарах и прославился своими шалостями: по слухам, однажды въехал верхом на второй этаж во время бала, а в другой раз сыграл камаринскую на органе в костёле.

Отличился он и участием в знаменитой «дуэли четверых» из-за балерины Авдотьи Истоминой, а затем оказался вовлечён в круг декабристов, но чудом избежал судьбы своих друзей.

Самая яркая и загадочная страница его жизни — Персия. В 1828 году Грибоедова назначили полномочным послом Российской империи в Тегеране: он должен был урегулировать последствия Туркманчайского договора, освободить русских пленников и наладить отношения с шахом. Это была не только дипломатическая, но и культурная экспедиция в мир, где гранаты лопаются на солнце, а воздух наполнен ароматом риса с шафраном, дольмы и баранины.

-2

Секретарь посольства Карл Аделунг описывал заморские обеды так:

«Обед состоял из тридцати блюд. Каждый раз вносили двухаршинную доску, на которой стояли блюда с пловом, дольмой и так далее; дольма подавалась в двадцати видах…».

Грибоедов, воспитанный на смеси русской и французской кухни, впервые сталкивался с такой пышной гастрономией Востока.

Где-то между Кавказом и Персией родилась его великая комедия «Горе от ума». В ней еда и застолья становятся зеркалом московской жизни: за обедом решались судьбы, новости распространялись между устрицами и бокалами шампанского, а острый ум Чацкого тонул в море щедрого, но пустого хлебосольства.

Грибоедов превращает гастрономию в социальный диагноз, такой же опасный и заманчиво-блестящий, как французское шампанское, по которому сходила с ума Москва.

Ждём вас 11 ноября на «Застолье грибоедовской Москвы», чтобы погрузиться в атмосферу дворянских салонов и московских домов XIX века, почувствовать вкус эпохи и услышать истории о самом удивительном человеке того времени.

P.S. осталось 2 билета!