В октябре 1917 года Ленин написал в статье «Удержат ли большевики государственную власть» вполне разумные слова: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством». Теория, однако, разошлась с практикой – после революции к управлению Россией пришли если не чернорабочие, то недоучившиеся гимназисты, студенты без дипломов, а то и вовсе люди, не получившие систематического образования.
Какой дом построит человек, не умеющий строить? Как прооперирует тот, кто никогда не учился хирургии? Так же и в большей степени разрушали, а не созидали те, кто взялись за переустройство России, не имея ни знаний, ни практических навыков управления. Вместо тонких политических и экономических механизмов, вместо раскрытия внутренних сил граждан и общества в целом, они действовали методами домашнего тирана – страхом, насилием и ложью. Общество оказалось умнее их, и они, сознательно или инстинктивно, пытались понизить его уровень до своего собственного.
Три устойчивых мифа
Советская пропаганда внедрила в массовое сознание три мифа, которые живучи до сих пор. Первый гласит, что правительство Ленина являлось самым образованным в мире на момент прихода к власти. Второй утверждает, что высокий культурный уровень большевиков позволил создать лучшую в мире систему образования. Третий связывает успехи индустриализации, победу в войне и выход в космос именно с образованностью советской элиты.
Посмотрим, что стоит за этими утверждениями.
Кто пришел к власти
После реформ Александра II образование в России уже мог получить практически любой, независимо от происхождения. Нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов происходил из семьи священника. Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Васильевич Алексеев, талантливейший стратег, был сыном солдата – участника обороны Севастополя. Скромное происхождение не мешало делать блестящую карьеру.
Вот распределение учащихся гимназий России по сословиям в 1913 г.:
По мужским гимназиям: на 1-м месте - дети мещан и цеховых (39625), на 2-м - личных дворян и чиновников (35659), на 3-м - крестьян (29167), на 4-м почётных граждан и купцов (14832), на 5-м - потомственных дворян (12618), на 6-м - лиц духовного звания (8360).
Для женских гимназий соотношение примерно то же, только дочери крестьян на 2-м месте, а дочери личных дворян и чиновников - на 3-м.
Социальный состав выпускников Санкт-Петербургского историко-филологического института в 60–70-х гг. XIX века:
- дворяне - 6,3% (30 чел.)
- дети офицеров и чиновников, не выслуживших потомственного дворянства - 17,5% (83)
- неслужилая интеллигенция - 2,3% (11)
- купцы - 1,3% (6)
- мещане, крестьяне, солдатские дети - 15,6% (74)
- духовенство - 57% (270)
Русская культура на памятнике "Тысячелетие России"
А что представляла собой большевистская элита? Владимир Ильич Ульянов окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета. Троцкий – гимназию. Рыков, будущий председатель Совнаркома, окончил гимназию, но был исключен из Казанского университета за революционную деятельность. Яков Свердлов, «правая рука» Ленина, имел за плечами пять классов гимназии. Куйбышев был исключен из Военно-медицинской академии. Дзержинский окончил гимназию. Каменев, Зиновьев и Бухарин остались недоучившимися студентами.
Из тридцати восьми членов ЦК, занимавшихся хозяйственной деятельностью в 1930-е годы, законченное высшее образование имели лишь два человека – Алексей Косыгин и Григорий Сокольников. Причем настоящим специалистом можно считать только Косыгина, окончившего Ленинградский текстильный институт и работавшего наркомом текстильной промышленности. Сокольников с дипломом юридического факультета Парижского университета занимался финансами как комиссар, наблюдая за работой беспартийных специалистов.
Десять человек, включая наркома иностранных дел Молотова и наркома просвещения Бубнова, имели образование на уровне реального училища. Подавляющее большинство – двадцать шесть человек – практически никакого образования не получили. Заместитель председателя Совнаркома Андрей Андреев окончил два класса сельской школы. Председатель Совнаркома УССР Демьян Коротченко – курсы марксизма-ленинизма в 1930 году. Нарком обороны Климент Ворошилов имел за плечами два класса сельской школы, Орджоникидзе – фельдшерскую школу, а братья Кагановичи, наркомы железнодорожного транспорта и авиационной промышленности, были фактически самоучками (Лазарь имел в активе народную и сельскую школы, Михаил — начальную).
Подбор кадров шел по какому угодно принципу, кроме одного – уровня образования и профессиональной пригодности. Студент-недоучка Бухарин становится действительным членом Академии наук, а Эммануил Кнорринг с пятью классами образования (и двумя курсами Петербургского политехнического) – доктором экономических наук. Ни в одной цивилизованной стране такое немыслимо.
Для сравнения.
При Александре III министром финансов был выдающийся ученый, академик Иван Вышнеградский, один из основоположников теории автоматического управления. Петр Столыпин, председатель Совета министров в 1906-1911 годах, с отличием окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Владимир Коковцов, сменивший его на этом посту, окончил с золотой медалью Александровский лицей. Любой государственный деятель предреволюционной России имел не только качественное образование, но и серьезный опыт работы на различных постах.
Сам Ленин в последние годы вменяемости сокрушался, что коммунисты захватили власть, совершенно не подготовленные ни к управлению государством, ни к ведению хозяйства. Это были подпольные «интеллигенты», «старые нелегальщики», привыкшие писать статьи и сидеть по тюрьмам. На XI съезде РКП(б) 27 марта 1921 года Ленин говорил: «надо сознать и не бояться сознать, что ответственные коммунисты в 99 случаях из 100 не на то приставлены, к чему они сейчас пригодны, не умеют вести свое дело и должны сейчас учиться». Точнее не скажешь.
Миф о лучшем образовании
В Российской империи была создана русская научная школа, стоявшая на уровне мировых стандартов и уже внесшая огромный вклад в мировую науку.
Советское образование 1920-1930-х годов не могло быть лучше дореволюционного по нескольким причинам.
Революция, Гражданская война, красный террор, голод и болезни унесли жизни многих представителей интеллектуального слоя. В 1918-1921 годах погибло 14 из 45 действительных членов Российской академии наук. Умерли от голода историки Борис Тураев и Александр Лаппо-Данилевский, в 1918 году застрелился выдающийся математик Александр Ляпунов. Жертвами террора стали шесть тысяч профессоров и преподавателей, около девяти тысяч врачей, порядка пятидесяти четырех тысяч офицеров.
Из страны эмигрировало более миллиона человек, преимущественно представители образованного слоя. В 1922 году по приказу Ленина за границу выслали «философский пароход» – более трехсот выдающихся ученых: Ивана Ильина, Николая Бердяева, Семёна Франка, Питирима Сорокина. На Западе это назвали «подарком европейской цивилизации». За границей оказалось 75% офицеров Генерального штаба. Выехали изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, основоположник прикладной механики Степан Тимошенко, авиаконструкторы Игорь Сикорский и Александр Прокофьев-Северский, тысячи других ученых и инженеров. Василий Леонтьев, уехавший в 1925 году, получил в 1973 году Нобелевскую премию по экономике.
Ещё при жизни Ленина высокотехнологичные отрасли экономики потеряли от 70 до 90 % инженерных кадров. Например, согласно подсчётам исследователей истории российской авиации В.Р.Михеева и Г.И.Катышева, из 75 ведущих российских инженеров, работавших до 1917 года вместе с И.И.Сикорским, 1 умер до революции, 25 погибли между 1917 и 1924 годом, 32 эмигрировало. И только 17 специалистов остались работать в СССР, причем 8 из них, включая выдающегося конструктора истребителей Н.Н.Поликарпова, были впоследствии репрессированы.
Подверглись разгрому и отдельные науки (краеведение, генетика), против которых были проведены идеологические кампании, практиковались репрессии против отдельных научных работ и учёных (одних геологов репрессировали 968 чел.). В 1930 году Советская власть запретила научные общества.
Не говоря уже о том, что репрессии вкупе с советской системой образования убили гуманитарную отрасль знания (превратив её в отрасль пропаганды), которая во времена Российской Империи стояла на невиданной высоте. Теперь же репрессиям подверглись сотни гуманитариев — историков (даже марксистов), филологов (одних востоковедов — 750 чел.) и проч.
Атмосфера страха
Нравственная атмосфера 1920-1930-х годов не способствовала развитию науки. «Буржуазные спецы» постоянно подвергались гонениям, чисткам, становились жертвами политических процессов. В 1930 году по делу «Трудовой крестьянской партии» репрессировали выдающихся экономистов Николая Кондратьева и Александра Чаянова.
Инженер Василий Спрогге, работавший на стройках первых пятилеток, вспоминал: «Мы, так называемые спецы, вели двойную жизнь. С одной стороны, в наших технических бюро мы пользовались уважением, имели авторитет и часто большие полномочия... Но стоило выйти из дверей своего учреждения, сесть на трамвай и прийти домой, как все изменялось радикально. Белый воротничок выдавал вас. Показывал, что вы принадлежите к обреченному классу, к «паразитам», «недорезанным буржуям». Вас толкали и оскорбляли на каждом шагу».
Большевики начали эксперименты в образовании, которые лишь понижали его качество. Типичный пример – «бригадный метод» 1920-х – начала 1930-х годов. Студенты организовывались в бригады, один отвечал за всех, его оценка становилась общей. На практике отвечал самый способный, который потом на производстве оказывался в подчинении у бывшего активиста, занимавшегося общественной работой.
Места репрессированных и эмигрировавших ученых заняли выдвиженцы с дутыми степенями. Например, Исаак Минц, окончивший в 1926 году Институт Красной профессуры, стал доктором исторических наук и академиком, хотя его уровень невозможно сравнить с погибшими от голода академиками Лаппо-Данилевским или Тураевым.
Реальный масштаб потерь
Большевики начали «возрождать страну» с 40% дореволюционного интеллектуального потенциала, распределенного неравномерно. В естественных и точных науках он составлял около 60%, в гуманитарных – не более 20%, в военном образовании – мизерный процент. После репрессий середины 1930-х лишь 5-7% офицеров РККА имели академическое образование, а из офицеров дореволюционного времени, окончивших Николаевскую академию Генштаба, остались единицы.
В 1953 году Иван Ильин написал пророческие строки: «Нет никакого сомнения в том, что за последние двадцать лет умственно-образовательный уровень компартии повысился, а моральный уровень понизился... Эта новая большевицкая интеллигенция... служила за страх, приспособлялась, всячески страховалась и утрясалась, наконец, в несколько миллионный кадр чиновников, спасающих себя и губящих Россию и церковь... Эти устроившиеся бюрократы не верят в партийную программу, не верят своим властителям, не верят и сами себе».
Преемственность вопреки режиму
Ссылки на успехи 1930-1950-х годов вне связи с дореволюционным прошлым некорректны. Не дети 1917 года рождения строили объекты первых пятилеток. Днепрострой проектировался под руководством профессора Петербургского университета Ивана Александрова, представителя дореволюционной школы. Среди специалистов, работавших на Днепрострое, не было ни одного коммуниста, а решение о строительстве принимала комиссия из шести крупнейших специалистов, каждому за шестьдесят лет.
Речь идет о преемственности научных школ, оставшихся от дореволюционной России в сильно ослабленном виде, и о хищнической эксплуатации большевиками интеллектуальных сил нации.
История советской элиты — это трагедия власти, захваченной людьми, которые оказались не готовы к ней ни интеллектуально, ни морально. Они разрушили старый мир, но построить новый, жизнеспособный и гуманный, так и не смогли. Их наследие — это не только индустриальные гиганты, но и пустыня на месте великой гуманитарной культуры, выжженная земля на месте русской мысли. И чем скорее мы излечимся от мифов об «образованных комиссарах» и признаем эту горькую правду, тем больше у нас шансов преодолеть затянувшуюся болезнь — русское беспамятство.
Задонатить автору за честный труд
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
«Последняя война Российской империи» (описание)
«Суворов — от победы к победе».
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.