С середины XII по XIII век рыцарская доблесть и придворная учтивость были неразрывно связаны. Это объясняет, почему цветовая гамма, которую мы видим на турнирных полях, очень похожа на ту, что царила при дворе. Цвета были яркими и контрастными, с преобладанием красного и зеленого. Такая свобода в выборе цветов сохранялась до тех пор, пока геральдика не упорядочила и не установила контроль над уже сложившейся палитрой. Хотя первые гербы появились еще в XII веке, лишь к концу следующего столетия геральдика начала по-настоящему регулировать использование цветов в оформлении придворных и рыцарских мероприятий.
Средневековый турнир, как и любые "спортивные" состязания того времени, был одновременно и борьбой, и зрелищем. В нем цвета играли ключевую роль, выполняя сразу несколько функций: они служили для обозначения, украшения, несли символический смысл и были частью общей эстетики. Зеленый цвет был особенно популярен. Это объясняется не только тем, что турниры, в отличие от поединков один на один (joust), проходили на открытых пространствах – у кромки леса, на болотах или обширных лугах, где растительность сама по себе создавала зеленую декорацию. Но и тем, что на трибунах, когда они были построены, часто использовались зеленые ткани и одежда. Поэты и писатели в своих описаниях турниров уделяли зеленому цвету много внимания. Более того, во франкоязычном мире многие авторы, похоже, испытывали особую привязанность к слову "зеленый" (vert) и созвучным ему словам: "vair" (мех), "verre" (стекло), "ver" (весна), а также к прилагательному "verus" (истинный, от латинского verus) и глаголу "voir" (видеть), в различных формах. Они с удовольствием играли с этими звуковыми ассоциациями, создавая смысловые переходы, связанные с символикой зеленого, меха, стекла, истины и увиденного.
Рыцари, участвовавшие в турнирах, стремились продемонстрировать свой отличительный цвет не столько на щитах или знаменах, сколько на более личных элементах своего облика: на попонах лошадей, гербах или элементах экипировки. Этот цвет мог быть выбран спонтанно, например, в честь дамы сердца, чей платок или пояс рыцарь носил как талисман. Однако выбор цвета мог быть и продуманным, рассчитанным на долгую перспективу, становясь своего рода визитной карточкой рыцаря на протяжении всей его турнирной карьеры.
Появление "зеленых рыцарей":
Уже во второй половине XII века в литературных произведениях появляются упоминания о так называемых "зелёных рыцарях", число которых значительно возросло к XIII веку. Эти рыцари, как правило, были молоды и отличались бесстрашием и неуемной энергией, что часто приводило к различным переполохам. Например, в анонимном романе "Перлесваус", написанном в начале XIII века, главного героя Персеваля сопровождает его младший брат Гладуин Зелёный. Его безрассудное и беззаботное поведение постоянно ставит их обоих в опасные ситуации. Подобное поведение характерно для "зелёных рыцарей" в артуровских романах того периода.
Особый литературный прием, связанный с цветом, заключается в появлении загадочного персонажа, чье оружие и снаряжение выполнены в одном цвете. Этот незнакомец преграждает путь герою и бросает ему вызов. Такой эпизод служит своего рода препятствием, замедляющим развитие сюжета. Цвет, который носит этот таинственный рыцарь, является авторским приемом, позволяющим читателю понять, с каким типом персонажа столкнется герой, или предсказать дальнейшее развитие событий. Так, рыцарь в вермиллионовом (ярко-красном) цвете часто символизирует дурные намерения и может быть связан с потусторонними силами.
В артуровских романах цвета рыцарей несут определенную символическую нагрузку. Черный рыцарь – это загадочная фигура, стремящаяся остаться неузнанной. Он может быть как благородным героем, сравнимым с Ланселотом или Тристраном, так и персонажем с темными намерениями. Важно отметить, что в данном контексте черный цвет не всегда означает зло, а скорее скрытность или неизвестность.
В отличие от него, белый рыцарь обычно олицетворяет добро. Часто это мудрый, пожилой персонаж, выступающий в роли наставника, друга или защитника главного героя.
Зеленый рыцарь – это, как правило, молодой и дерзкий воин, чье поведение бросает вызов существующему порядку и установленным правилам.
Интересно, что в цветовой палитре артуровских романов отсутствуют синий и желтый цвета. Синий, вероятно, еще не обрел полного символического значения в рамках этих произведений, а желтый, будучи близким к золоту, имел ограниченное литературное применение.
Реальные "зеленые рыцари":
Образ "зеленого рыцаря" не ограничивался лишь литературными произведениями; он находил отражение и в реальной жизни. Ярким примером является Амадей VI, граф Савойский, живший в XIV веке (1334-1383). Еще при жизни он получил прозвище "Зеленый граф", которое закрепилось за ним и после смерти. Это прозвище связано с его страстью к ношению зеленого цвета на турнирах. Легенда гласит, что он выбрал этот цвет для своего облачения на турнире в Шамбери в 1353 году, вдохновившись цветом платья дамы своего сердца, чей рукав он носил. Хотя имя этой дамы неизвестно, и ее существование под вопросом, связь между зеленым цветом и любовными переживаниями имеет давнюю историю.
Эта связь прослеживается и в известной песне "Greensleeves", которую многие считают одной из самых красивых мелодий всех времен. Песня, датируемая XVI веком, с мелодией старинной ирландской баллады, приписывается королю Англии Генриху VIII. В тексте песни автор выражает свою скорбь по поводу непостоянства возлюбленной, чьи "зеленые рукава" стали символом ее переменчивых чувств.
В эпоху рыцарства и куртуазной любви, когда визуальные образы и литература говорили на одном языке, зеленый цвет играл особую роль. Он символизировал не только природу и любовь, особенно в германских землях, но и пронизывал искусство того времени. Ярким примером служит Манесский кодекс (около 1300-1310 гг.), богато иллюстрированная рукопись, содержащая произведения 140 средневековых немецких миннезингеров. 137 полностраничных иллюстраций, изображающих либо самих поэтов, либо сцены из их стихов, в основном посвящены теме любви. Поэтому зеленый цвет встречается повсеместно: он присутствует в растительности, обрамляющей сцены (часто это липа с ее сердцевидными листьями), в предметах, зданиях и даже в изображениях животных (например, попугаев). Однако чаще всего зеленым изображают одежду персонажей – платья дам или гербы поэтов, а иногда и то, и другое. Зеленый цвет, символизирующий зарождающуюся любовь, часто дополняется красным, цветом страсти, создавая повторяющийся цветовой дуэт в рукописи. Даже сама богиня любви, Фрау Минне, изображаемая стреляющей из лука, носит и зеленое платье, и красную мантию.
Несмотря на повсеместное использование зеленого в придворной моде и рыцарских ритуалах, его присутствие в геральдике было удивительно редким. Ни в одной стране Средневековья доля зеленого цвета в гербах не превышала 5%, в то время как красный, белый и желтый встречались гораздо чаще (более 50% и 45% соответственно), а синий и черный занимали от 20% до 30%. Этот парадокс вызывает вопрос: почему зеленый, столь значимый в культуре европейского феодализма, почти не нашел отражения в геральдике – системе, которая до сих пор влияет на нашу жизнь (флаги, логотипы, дорожные знаки и т.д.)?
Почему зеленый цвет редко использовался в геральдике?
Геральдисты до сих пор не знают точного ответа. Возможно, дело в визуальных причинах: на полях сражений и турнирах, где было много зелени, зеленые щиты и знамена могли быть менее заметны, чем другие цвета. Эта теория, выдвинутая учеными XVII века, кажется убедительной, тем более что зеленый продолжал использоваться в декоре даже в городских условиях, где его могли спутать с фоном.
Другая версия – техническая. В Средние века получить и закрепить зеленый цвет было непросто, будь то окрашивание или живопись. Этот аргумент выдвигали геральдисты XIX-XX веков.
Существует и символическая гипотеза: с IX-X веков зеленый был религиозным цветом ислама, а на Западе иногда ассоциировался с дьяволом. Могли ли участники крестовых походов избегать его из-за враждебности к противникам с зелеными эмблемами? Хотя крестовые походы, по мнению историков, не повлияли на возникновение гербов, эта версия не исключена.
В итоге, единого объяснения нет. Примечательно, что в литературных описаниях гербов (например, у рыцарей Круглого стола) зеленый встречается гораздо чаще, чем в реальных. Литературные гербы не требуют физического воплощения, достаточно их описания, что приводит к более равномерному распределению цветов и делает зеленый в литературе не менее, а зачастую и более значимым, чем другие геральдические цвета.