Найти в Дзене
Культурная кругосветка

Почему Светлану Захарову называют эталоном, к которому балет всё ещё стремится

Имя Светланы Захаровой знают даже те, кто ни разу не был в театре. В ней — воплощение того, что принято называть «русской школой балета»: безупречная линия, внутренняя сдержанность и чувство меры, которое делает танец не просто техникой, а языком души. Как ей удаётся оставаться символом классики в мире, где танец всё чаще становится фаст-контентом? Светлана родилась в Луцке (тогда — Украинская ССР). С пяти лет занималась танцами, и уже в десять поступила в Киевское хореографическое училище. Талант заметили рано: в 1995 году, на международном конкурсе Vaganova-Prix в Петербурге, юная танцовщица впервые заявила о себе. После этого её пригласили в выпускной класс Академии русского балета имени Вагановой — одной из главных школ классического танца в стране. Уже в 17 лет Захарова вышла на сцену Мариинского театра в партии Жизели и почти сразу стала солисткой. В 2003 году её пригласили в Большой театр, где она по сей день остаётся примой-балериной. Путь от маленького Луцка до главной сцены
Оглавление

Имя Светланы Захаровой знают даже те, кто ни разу не был в театре. В ней — воплощение того, что принято называть «русской школой балета»: безупречная линия, внутренняя сдержанность и чувство меры, которое делает танец не просто техникой, а языком души.

Как ей удаётся оставаться символом классики в мире, где танец всё чаще становится фаст-контентом?

От Луцка до Большого театра

Светлана родилась в Луцке (тогда — Украинская ССР). С пяти лет занималась танцами, и уже в десять поступила в Киевское хореографическое училище. Талант заметили рано: в 1995 году, на международном конкурсе Vaganova-Prix в Петербурге, юная танцовщица впервые заявила о себе. После этого её пригласили в выпускной класс Академии русского балета имени Вагановой — одной из главных школ классического танца в стране.

Уже в 17 лет Захарова вышла на сцену Мариинского театра в партии Жизели и почти сразу стала солисткой. В 2003 году её пригласили в Большой театр, где она по сей день остаётся примой-балериной. Путь от маленького Луцка до главной сцены России стал примером того, как воспитание в строгой школе может сочетаться с редкой человеческой мягкостью.

Эталон и вызов эпохе

Светлана Захарова одна из тех, кто не потерял классику в веке экспериментов. Её «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Раймонда» — эталон исполнения для нового поколения артистов.

Но, она не замерла в рамках прошлого. Проекты Amore, Modanse, Gabrielle Chanel доказали, что классический балет может говорить на современном языке, не теряя чистоты формы.

Захарова не разрушает традицию она её освежает.

Критики писали, что «она танцует, как дышит век: в её движениях пульс времени и величие памяти».
Западные издания The Times и Le Figaro отмечали в ней «архитектурную точность и русскую душу, которая понятна даже тому, кто не знает языка балета».
-2

Между сценой и жизнью

Помимо Большого театра, Захарова ведёт большую общественную работу. Она — руководитель благотворительного фонда, помогающего молодым танцовщикам и детям из регионов. В 2024 году назначена исполняющей обязанности ректора Московской государственной академии хореографии — той самой «кузницы балета», откуда вышли поколения звёзд.

В интервью она говорила: «Современность не должна убивать классику. Она должна напоминать ей, что у неё живое сердце».

Голос русской школы в мире

Сегодня Захарова одна из немногих, чьё имя ассоциируется с самим понятием «русская балетная школа». Её гастрольные туры в Италии, Франции, Японии и Китае собирают аншлаги, а иностранные критики видят в ней «символ дисциплины, превращённой в поэзию».

Её сравнивают с Майей Плисецкой и Галиной Улановой, но Захарова идёт своим путём. Она бережно сохраняет школу, при этом позволяя себе внутреннюю свободу.

«Балет — это не только форма. Это чувство, воспитанное строгостью» — сказала она однажды в интервью для итальянской газеты La Repubblica.

Когда классика становится современностью

Каждое её движение — это встреча прошлого и будущего. Захарова доказывает, что вековые традиции могут звучать актуально, если в них есть искренность. Она не спорит с эпохой, просто танцует в ней так, как понимает Россия: достоинство без жёсткости, глубина без пафоса, красота без крика.

Финал

Классика в её исполнении — это не музей и не ностальгия. Это память, которая живёт в движении. Может быть, поэтому её любят и на родине, и за рубежом: в Захаровой узнают ту самую Россию, которая умеет быть величественной и живой одновременно.

А вы верите, что в классике всё ещё есть дыхание времени?

Не забудьте поставить 👍 и подписаться на «Культурную Кругосветку», здесь мы рассказываем о людях, в которых искусство остается человечным.