Найти в Дзене
БЭЛЬКА

Секрет инженера вермахта: как немцы создали «неубиваемый» тягач, но его главное предназначение провалилось с оглушительным треском

Он должен был завоевать небо для десантников Геринга, но с треском провалился на Крите, чтобы стать незаменимым «королем» русского бездорожья. Забудьте на секунду о «Тиграх» и «Мессершмиттах». Настоящая драма немецкой инженерии развернулась в грязи. Представьте: осень 1941-го, русская «распутица». Блицкриг захлебнулся. Штабные «Хорьхи» и грузовики «Опель» безнадежно сидят на брюхе. И мимо этого паралича, брызгая грязью, проносится оно. Самое странное, что вы когда-либо видели. Полумотоцикл, полутанк. «Кеттенкрад». Этот феномен, созданный элитой авиационных инженеров, с треском провалил свою первую миссию, но внезапно стал единственной надеждой вермахта на бездорожье. Это не просто кусок железа. Это история о том, как одно изобретение, рожденное для неба, нашло свою судьбу в аду. Как? Сейчас разберемся. Чтобы понять, откуда взялся этот механический кентавр, нужно вернуться в 1930-е. Германия, униженная Версальским договором, лишена права иметь танки, боевую авиацию и тяжелую артилле
Оглавление

Он должен был завоевать небо для десантников Геринга, но с треском провалился на Крите, чтобы стать незаменимым «королем» русского бездорожья.

Забудьте на секунду о «Тиграх» и «Мессершмиттах». Настоящая драма немецкой инженерии развернулась в грязи. Представьте: осень 1941-го, русская «распутица». Блицкриг захлебнулся. Штабные «Хорьхи» и грузовики «Опель» безнадежно сидят на брюхе. И мимо этого паралича, брызгая грязью, проносится оно. Самое странное, что вы когда-либо видели.

Полумотоцикл, полутанк. «Кеттенкрад».

-2

Этот феномен, созданный элитой авиационных инженеров, с треском провалил свою первую миссию, но внезапно стал единственной надеждой вермахта на бездорожье. Это не просто кусок железа. Это история о том, как одно изобретение, рожденное для неба, нашло свою судьбу в аду. Как? Сейчас разберемся.

Рожденный из унижения Версаля

Чтобы понять, откуда взялся этот механический кентавр, нужно вернуться в 1930-е. Германия, униженная Версальским договором, лишена права иметь танки, боевую авиацию и тяжелую артиллерию. Но запрет на мысль — вещь невозможная. Немецкие инженеры, формально «уволенные» с военных заводов, были тихо распределены по гражданским предприятиям. И там, под видом создания тракторов, они проектировали шасси для будущих «Пантер», а под видом спортивных самолетов — будущие «Штуки».

-3

Элитой считались авиационные инженеры. Они мыслили категориями легкости, мощности и компактности. И вот, в 1940 году, одному из таких гениев, Эрнсту Книпкампу с завода NSU, приходит в голову идея. А что, если скрестить мотоцикл и танк? Книпкамп не был мотоциклетным дизайнером. Этот человек был помешан на трансмиссиях. Позже он приложит руку к чудовищно сложным и гениальным коробкам передач «Тигров» и «Пантер». Но начал он с «малыша» — Sd.Kfz. 2, или «Kettenkraftrad» (гусеничный мотоцикл).

-4

Это была не просто рама с гусеницами. Это была поэма. Двигатель от «Опеля», сложнейшая трансмиссия с тремя передачами (плюс «понижайка» для бездорожья), гусеничный ход с шахматным расположением катков (фирменный стиль Книпкампа!). А спереди… мотоциклетная вилка с колесом. Зачем? Почти исключительно для психологического комфорта водителя. На малых углах оно рулило, как обычный байк. Но стоило повернуть руль покруче, как автоматически срабатывали тормоза на одной из гусениц, и машина разворачивалась «по-танковому». Гениально. И безумно сложно.

-5

Провал на Крите: слишком тяжел для неба

Изначально этот «мототрактор» предназначался не для пехоты. Его готовили для элиты из элит — Fallschirmjäger, десантников Геринга. Идея была в том, чтобы сбрасывать эти машины на парашютах из транспортников Ju 52. Десантники приземляются, быстро находят свои «Кеттенкрады», цепляют к ним легкие 75-мм пушки или минометы и… вуаля! — у вас мобильная артиллерия в тылу врага.

Боевое крещение должно было состояться на Крите в 1941 году. Это была крупнейшая десантная операция в истории. Представьте этот адский коктейль: рев моторов «Юнкерсов», свист ветра, треск пулеметов с земли. И вот, из брюха самолета вываливается этот монстр весом 1.2 тонны. Парашютная система не выдерживает. Машина с оглушительным треском врезается в каменистую почву Крита.

-6

Результат? Катастрофа. Почти все сброшенные «Кеттенкрады» были повреждены при посадке. Тонкие рамы лопались, гусеницы слетали. Десантники остались без своей «чудо-техники» и были вынуждены таскать пушки на себе под ураганным огнем. Идея использовать Sd.Kfz. 2 в десанте с позором провалилась. Машина оказалась слишком хорошей, слишком сложной и, главное, слишком тяжелой для роли, которую ей предназначали.

Король «распутицы»: вторая жизнь на Восточном фронте

Казалось бы, проект можно закрывать. Но тут Гитлер вторгается в Советский Союз. Идеальный, накачанный «Первитином» блицкриг вермахта, рассчитанный на идеальные европейские дороги, сталкивается с двумя вещами, которые не учел немецкий генштаб: русским характером и русской грязью.

Осень 1941-го. Та самая «распутица». Это не просто лужи. Это бездонный, вязкий, черный океан, который пожирает все. . Колесные грузовики «Опель Блиц», штабные «Мерседесы», мотоциклы BMW R75 — все это встало. Армия потеряла мобильность. Связь рвется, подвоз боеприпасов прекращается. И вот тут-то кто-то вспоминает о провальном «десантнике».

-7

«Кеттенкрад» бросают в грязь. И… он едет. Его широкие гусеницы не тонут. Он легко ползет там, где вязнут даже полугусеничные тягачи. Он становится незаменимым. Связисты тянут на нем километры кабеля. Артиллеристы таскают им легкие противотанковые пушки (до 450 кг). Полевая жандармерия (те самые «цепные псы» в кирасах) патрулирует на них партизанские районы. А немецкие офицеры и генералы? Они с радостью пересаживаются из своих роскошных, но бесполезных «Хорьхов» на заднее сиденье этого тарахтящего «чуда инженерии», чтобы добраться до передовой. Он получил прозвище «неубиваемый». Он был вездесущ. Он таскал даже реактивные истребители Me 262 по аэродромам, экономя драгоценное топливо для турбин.

Жизнь после смерти: почему «Кеттенкрад» строили до 1949-го?

Война окончена. Германия в руинах. Заводы NSU лежат в развалинах. Казалось бы, история этого странного военного гибрида закончена. Но нет. В 1947 году союзники дают разрешение… возобновить производство! Зачем? Уж точно не для новой армии.

-8

Причина была проста: «Кеттенкрад» оказался идеальным трактором. В разрушенной Европе не было ни бензина, ни шин, ни лошадей. А этот «малыш» мог работать на чем угодно, и ему не нужны были дороги. Он был нужен фермерам, чтобы пахать поля. Лесникам, чтобы таскать бревна из гор. Виноделам, чтобы работать на крутых склонах. Горным спасателям. Завод NSU просто собрал из оставшихся заделов еще 550 машин, которые выпускались до 1949 года, а последние экземпляры со склада были проданы аж в 1955-м!

-9

Это был уникальный случай «конверсии наоборот». Машина, рожденная для войны, оказалась настолько удачной, что стала незаменимой в мирной жизни. Тот же меч, который рубил, начал пахать землю. Это ли не лучшая похвала инженеру Книпкампу?

Механический призрак: что с ними сегодня?

С тех пор прошло более 80 лет. Удивительно, но по разным оценкам, из почти 8900 произведенных машин до наших дней дожило более 200 экземпляров. И это не просто ржавые остовы в музеях. Большинство из них — в частных коллекциях в Германии, Европе и США — на полном ходу. Энтузиасты восстанавливают их до последнего винтика. И когда на очередном военно-историческом фестивале эта машина, тарахтя, выезжает на поле, она неизменно срывает аплодисменты. Ее недавно разогнали на полигоне до 55 км/ч — почти как по паспорту (65 км/ч)!

-10

Их до сих пор находят. Совсем недавно, при реконструкции старых немецких казарм, рабочие наткнулись на замурованный подвал, а в нем — он. Почти не тронутый ржавчиной, будто ждал своего часа. Его быстро привели в рабочее состояние. Этот «Кеттенкрад» — живое ископаемое. Он пахнет старым железом, высохшей кожей сидений и бензином той страшной эпохи. Он — символ того, что иногда самые странные, самые нелепые идеи оказываются самыми живучими.

Цена гениальности: чему нас учит «мототанк»

Так чем же был «Кеттенкрад»? Неудачным десантным «гаджетом»? Героем русского бездорожья? Или просто символом одержимости инженеров Третьего Рейха, создавших микро-танк вместо мотоцикла? Он был всем сразу. Этот аппарат — живое доказательство того, что самые успешные решения рождаются из пепла оглушительных провалов. Сегодня у нас есть квадроциклы и легкие багги. Но будет ли хоть один из них работать через 80 лет после того, как его достанут из-под завалов? «Кеттенкрад» — это механический призрак, который до сих пор тарахтит нам о том, что настоящая «неубиваемость» — это не миф.

-11

А вы знали об этом чуде инженерной мысли? История полна вот таких «сносок» на полях, которые оказываются интереснее, чем главные заголовки. Если вам была интересна такая история — жми “Подписаться”! Поставьте лайк, если тоже считаете, что этот гибрид — один из самых недооцененных аппаратов войны. И, конечно, ждем ваши комментарии, давайте обсудим эту машину вместе.

-12

Как думаете: что было гениальнее — немецкая инженерия, породившая этот вездеход, или русская «распутица», которая заставила их его создать? Обсудим!

ID 33149