Найти в Дзене
Умная Коллекция

"Уж небо осенью дышало..." 7 картин русских художников, от которых веет холодком ноября

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. А.С. Пушкин, "Евгений Онегин" Эти хрестоматийные, знакомые в детства строчки великого классика посвящены последнему месяцу осени - мостику между огненной осенью и белоснежной зимой. Он тягучий, темный, тревожный, но вдохновляющий и вдохновенный: как будто к мечущейся душе тянет мягкие снежные лапы успокоение. Мы сделали подборку картин русских художников, каждый из которых по-своему увидел эту короткую пору года. 1. Юлий Клевер. Дама, идущая по дороге к усадьбе. 1887 Начнем с хмурой работы Юлия Клевера, мастера создавать тревожную атмосферу на своих картинах. Темная женская фигура удаляется прочь от зрителя в сторону черных стволов голых деревьев. Ветви, как воздетые к небу руки, четко видны на фоне серого неба. Поздняя осень часто появляе
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"

Эти хрестоматийные, знакомые в детства строчки великого классика посвящены последнему месяцу осени - мостику между огненной осенью и белоснежной зимой. Он тягучий, темный, тревожный, но вдохновляющий и вдохновенный: как будто к мечущейся душе тянет мягкие снежные лапы успокоение. Мы сделали подборку картин русских художников, каждый из которых по-своему увидел эту короткую пору года.

1. Юлий Клевер. Дама, идущая по дороге к усадьбе. 1887

Ю.Ю. Клевер. Дама, идущая по дороге к усадьбе. 1887
Ю.Ю. Клевер. Дама, идущая по дороге к усадьбе. 1887

Начнем с хмурой работы Юлия Клевера, мастера создавать тревожную атмосферу на своих картинах. Темная женская фигура удаляется прочь от зрителя в сторону черных стволов голых деревьев. Ветви, как воздетые к небу руки, четко видны на фоне серого неба. Поздняя осень часто появляется в работах Клевера. Однако на этом полотне нет ни кровавых всполохов заходящего солнца, ни искривленных стволов деревьев, характерных для живописи великого мастера.

2. Константин Первухин. Осень на исходе. 1887

Константин Первухин. Осень на исходе. 1887
Константин Первухин. Осень на исходе. 1887

«Осень на исходе» - счастливая картина Константина Первухина, принесшая ему известность. Молодой автор впервые был приглашен для участия на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году, дебют оказался удачным. Павел Михайлович Третьяков сразу же приобрел произведение в свою коллекцию. Пейзаж наполнен густым осенним воздухом, свежим, холодным. Зритель буквально кожей чувствует влажную туманную дымку, вдыхает запах прелой травы, который бывает только в ноябре. До слуха долетают отдаленные отголоски колокольного звона, растекающегося в ноябрьском эфире. Первухину великолепно удалось передать печальную прелесть поздней осени в средней полосе России.

3. Николай Дубовской. Ноябрьский вечер. 1900

Николай Дубовской. Ноябрьский вечер. 1900
Николай Дубовской. Ноябрьский вечер. 1900

«Ноябрьский вечер» Николая Дубовского наполнен разными настроениями. Тревожные сумерки раннего вечера, дорога и крыши домов уже присыпаны снегом, путник на лошади устало плетется домой. Хочется верить, что он направляется в тот дом, где теплым светом наполнен окна, где ждет его теплая печка и горячая еда. Картина стала последним произведением Дубовского, приобретенным для Третьяковской галереи. После смерти Павла Третьякова (в 1898 году), который очень ценил талант этого художника, к творчеству Дубовского стали относиться прохладнее.

4. Николай Мещерин. Ноябрь. Крылечко. 1905

Николай Мещерин. Ноябрь. Крылечко. 1905
Николай Мещерин. Ноябрь. Крылечко. 1905

Картина Мещерина имеет совсем другое настроение. Импрессионистичная манера с намеком на пуантилизм, светлая гамма, щедро разбавленная оттенками бирюзы и голубого создает атмосферу спокойной радости. Художник в любую погоду работал на пленере, писал окрестности своей усадьбы и соседние деревни. Его несомненный запечатлевать сиюминутные состояния и различные природные явления проявился здесь в полной мере.

5. Иван Шультце. Ноябрь.

Иван Шультце. Ноябрь.
Иван Шультце. Ноябрь.

Художник-реалист Иван Федорович Шультце был представителем русской школы люминизма наравне с Архипом Куинджи и Константином Крыжицким. Главный герой его картин - свет. Золотое закатное солнце наполняет розовато-оранжевым светом свежий пухлый снежок. Водная гладь еще не скована льда, но вода словно застыла, загустела, и поверхность ее похожа на зеркало. Здесь нет тревожности, но есть радость земли быть укрытой снегом и обласканной солнечными лучами. Мягкие голубые и фиолетовые тени лишь усиливают это впечатление.

6. Андрей Шильдер. Ноябрь. 1905

Андрей Шильдер. Ноябрь. 1905
Андрей Шильдер. Ноябрь. 1905

Подобно своему учителю Ивану Шишкину, Андрей Шильдер всегда уделял особое внимание правдивому и точному рисунку, реальному воспроизведению форм и подробностей пейзажа. Знакомство же с Архипом Куинджи разбудило в нем любовь к световым эффектам. Деревья, тронутые первым морозом, кажутся хрупкими, сказочными. Создается впечатление, что в лесу нет ни души, но слышно, как журчит ручей, а с ветвей иногда сползают влажные комья снега. Декоративная работа, наполненная контрастом апельсинового неба и белоснежного покрова.

7. Юлий Клевер. Осенний лес. 1914

Ю.Ю. Клевер. Осенний лес. 1914.
Ю.Ю. Клевер. Осенний лес. 1914.

Завершим нашу подборку еще одной работой Юлия Клевера. Разница между произведениями - 27 лет. Но тут совсем другое настроение, а колористическое решение построено на любимых художником оттенках с доминантным преобладанием серо-коричневых, разбавленных оранжевым и розоватым. Лес мягкий, не враждебный, но в углу уже собирается темнота наступающего вечера, готовясь наползти на опушку.