Найти в Дзене
Психология в лицах

Как улучшить отношения с детьми-подростками? Советы родителям

«Я не знаю, что мне делать с дочкой! Она так изменилась, что я ее не узнаю. Она мне хамит, пропадает вечерами с сомнительными друзьями. Ну, где же моя любимая послушная девочка с косичками? Как мне вернуть ее?» — с такими вопросами зачастую к психологам обращаются родители детей, достигших возраста, когда им предстоит совершить переход во взрослую жизнь. Действительно, ваш ребенок подрос, и если вчера вы еще могли давить на него своим авторитетом, то сегодня на него это не действует. И что тогда делать? Как сохранить или вернуть прежнюю теплоту в отношениях, прежнее взаимопонимание? Об этом и другом сегодня наш разговор с гостем канала. На актуальные вопросы сложного подросткового периода отвечает Анна Стародубцева, которая на протяжении многих лет работает в школе педагогом-психологом. Она победитель районного конкурса «Психолог года», награждена почетными грамотами. Постоянно учится и осваивает различные направления в психотерапии. А главное — у нее большой практический опыт в решени

«Я не знаю, что мне делать с дочкой! Она так изменилась, что я ее не узнаю. Она мне хамит, пропадает вечерами с сомнительными друзьями. Ну, где же моя любимая послушная девочка с косичками? Как мне вернуть ее?» — с такими вопросами зачастую к психологам обращаются родители детей, достигших возраста, когда им предстоит совершить переход во взрослую жизнь. Действительно, ваш ребенок подрос, и если вчера вы еще могли давить на него своим авторитетом, то сегодня на него это не действует. И что тогда делать? Как сохранить или вернуть прежнюю теплоту в отношениях, прежнее взаимопонимание? Об этом и другом сегодня наш разговор с гостем канала. На актуальные вопросы сложного подросткового периода отвечает Анна Стародубцева, которая на протяжении многих лет работает в школе педагогом-психологом. Она победитель районного конкурса «Психолог года», награждена почетными грамотами. Постоянно учится и осваивает различные направления в психотерапии. А главное — у нее большой практический опыт в решении подростковых проблем.

Анна Стародубцева... Жизнь, посвященная детям
Анна Стародубцева... Жизнь, посвященная детям

— Анна, как меняются отношения родителей с подростками? Есть ли способы пережить подростковый кризис бесконфликтно?

— Я бы посоветовала родителям в любом возрасте не давить на детей своим авторитетом, а строить взаимоотношения с ними, бережно относясь к их чувствам, стараясь понять, какие за ними стоят потребности ребенка.

Чаще всего, родители боятся потери контроля над ребенком. Страх вклинивается в детско-родительские отношения, и если он становится определяющей эмоцией во взаимодействии с ребенком, то трудно надеяться на теплые отношения с подростком.

Отношения в подростковом возрасте действительно меняются. До подросткового возраста ребенок принимает на веру все, что говорят родители. Принятие ребенка родителем в этом возрасте обострено и равно его ощущению личной безопасности (если меня не принимают — я умру).

В пубертатном периоде подросток подвергает сомнению все, что слышит от других людей вообще, и от родителей в частности. И такой подростковый бунт выполняет важную функцию, именно он позволяет отделиться ребенку от родителей с тем, чтобы потом вступить в контакт с ними и с другими людьми, но уже на базе своей автономности, а не зависимости, как это было в детском возрасте.

Наряду с этим, происходят гормональные изменения и особенности развития мозга. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается лимбическая система, что делает подростков эмоционально нестабильными, импульсивными. А префронтальная кора, отвечающая за саморегуляцию, развивается позже. И все это, вкупе происходящее в этом возрасте, вносит свою трудности в отношения «родитель – ребенок».

Подростки агрессивно реагируют в ответ на грубое вмешательство в их жизнь, стремятся к уединению. Отношения становятся конфликтными, подросток особенно не терпит крика со стороны родителей, всегда нарушает договоренности. Фигурой внимания в этом возрасте должны стать не конфликты, а важность сохранения контакта с ребенком (на субъективном уровне подросток переживает разрыв контакта как отвержение).

Эти дети еще открыто выражают свои эмоции!
Эти дети еще открыто выражают свои эмоции!

В своей практике консультирования я не встречала бесконфликтное проживание кризиса подросткового возраста. Но иногда слышу от родителей, что у них нет никаких конфликтов с детьми. Однако, как показывает индивидуальная и групповая работа с подростками, послушные дети (еще их называют хорошими) подавляют внутри себя агрессию по отношению к родителям. Они стараются не проявлять и не показывать свои эмоции, чтобы избежать наказания, или получить поощрение, не обидеть родителя. Не думаю, что такое общение решает задачи подросткового возраста, ведь хорошие мальчики и девочки часто становятся клиентами психологов. Конфликты в этом возрасте рассматриваю как неизбежность и даже необходимость для развития человека. Этот конфликт ассоциируется у меня с законом единства и борьбы противоположностей.

— Ребенок потерял интерес к учебе, что делать?

— Если ребенок потерял интерес к учебе в начальной школе, то причинами этого могут быть и сложные взаимоотношения с учителем, или, к примеру, трудности в усвоении учебного материала. Хотя на самом деле потеря мотивации подростком к учебе — это нормальное явление, так как ведущая деятельность у подростков — общение, коммуникации. Понятно, что это объяснение мало успокаивает родителей. Я более 20 лет работаю в школе и, по моим наблюдениям, мотивация к учебе к концу 1-го класса падает уже на треть. И это просто беда.

Нужно отметить, что вопрос мотивации к учебе — это ответственность учителя. Родители мало что могут сделать в этом случае. Возможно, мое утверждение категоричное, но точное. Я опираюсь на свое мнение, а также на мнение психологов В. Сухомлинского, Л. Выгодского, Л. Петрановской, А. Колмановского, которые основную роль в формировании школьной мотивации отводили учителю. Не возможно заинтересовать ребенка тем, чему ты не учишь. Но при этом родителям важно всегда оставаться на стороне ребенка, поддерживать его, и уж точно не стыдиться за его школьные неуспехи. Хорошая новость в том, что в 10-х – 11-х классах учащиеся начинают усиленно заниматься теми предметами, по которым им предстоит сдавать экзамен и, как правило, успешно справляются с этой задачей.

Повысить мотивацию к учебе можно, как вариант, определив интерес подростка к будущей профессии. Хотя многие психологи, считают, что лишь к 25 годам, а то и позже у человека появляется возможность осознанного выбора профессии, но я вижу и много других примеров, когда дети определяются уже в 15-16 лет, и потом остаются довольны своим выбором. Я бы предложила подходить к этому вопросу индивидуально. Если в вашем городе есть возможность получить консультацию по профориентации, то стоит им воспользоваться. Кроме того, часто вузы и колледжи проводят Дни открытых дверей — это одна из возможностей расширить представление подростка о мире профессий.

Анна Стародубцева: "А это мои дети!"
Анна Стародубцева: "А это мои дети!"

— Не секрет, что в настоящее время очень много одиноких матерей, воспитывающих сыновей без отца. Как не вырастить чересчур нежных женственных мальчиков?

— Я вижу проблему не в том, что у нас много изнеженных мальчиков, а скорее в том, что женщины, выполняя в семье обе роли, становятся все более мужественными. Но, подчеркну, что и мальчикам, и девочкам очень нужна теплая, эмпатичная мама, и возможность переживать рядом с ней все эмоции, не стыдиться их. А эта «женская мужественность» их может пугать, сила и власть может расцениваться как что-то угрожающее.

Поэтому, какой бы сильной женщина ни старалась быть в своем одиночестве, ей не нужно забывать о своей женской сути. Хорошая новость в том, что женственность прячется в укрытие, но не исчезает. Женственность — это не борьба с миром, а создание своего мира. Найдите время для себя, самые простые средства и способы: музыка, приятные запахи, плавание, сауна и тому подобное. Восстановление женственности — это восстановление контакта с собственным телом. И от этого ваши отношения с сыном только улучшатся. Каждое утро задавайте себе вопросы: 1. Что я хочу сделать для себя? 2. Что я обещаю сделать? 3. Что я готова сделать?

Оставаться в ресурсе, наполнять себя женской энергией — это нужно воспринимать как свою обязанность перед сыном.

— Семья распадается... Как подготовить подростка к предстоящему разводу, чтобы эта ситуация, во-первых, не стала травмирующей? И во-вторых, чтобы избежать закрепления родительского сценария?

— Есть такие события в жизни, мимо которых нельзя пройти не горюя. К таким событиям относится и развод. Развод родителей — это всегда травматичное событие для ребенка любого возраста. В этом случае, мы можем говорить только о снижении уровня травматизации этого события для ребенка.

Продолжение отношений с обоими родителями после развода жизненно важно для ребенка. Лучшее, что могут сделать родители для ребенка в этом случае — сохранить дружеские отношения между собой. Нужно транслировать ребенку, что это не папа или мама плохой/ая, а ситуация такова, что им плохо в отношениях друг с другом, что они (родители) разошлись как пара, но они остались мамой\ папой для него.

— После развода семья живет без отца, но сын продолжает активно встречаться и общаться с ним. При этом отец дает ему плохой пример для подражания. Как оградить подростка от негативного влияния отца?

— Проводя расстановки по Б. Хеллингеру, убедилась, как исключение любого члена семьи плохо влияет на семейную систему . Ограждение от пагубного влияние отца возможно, при условии толерантного отношения к нему матери. Запретите себе оскорблять отца, говорить о нем плохо. Все та же формула: не папа плохой, это папе сейчас плохо (подход А. Колмановского). Если при общении с отцом возникает угроза физическому и психологическому здоровью, следует доброжелательно, но твердо прекратить общение с отцом.

В этом случае можно сказать ребенку: «Общение с твоим-ей отцом\матерью становится небезопасно для тебя. Сожалею, что я вынуждена запретить это общение. Когда ситуация изменится, ваше общение возобновится». При этом важно помнить, что никогда ни в каких случаях нельзя запрещать ребенку любить отца\мать.

Подростки — уже не дети. но еще и не взрослые
Подростки — уже не дети. но еще и не взрослые

— Подросток переходит в новую школу. Нужно ли и можно ли морально подготовить его к тому, чтобы он легко и уверенно влился в новый класс?

— Адаптация ребенка к другой школе зависит от следующих факторов: от желания ребенка учиться в этой школе; от его коммуникативных особенностей; от его эмоционального состояния. Нужно разговаривать с ребенком, интересоваться, что он думает про эти моменты, что чувствует. Главное, чтобы между вами было доверие, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей, знал, что может вам рассказать о любых проблемах, которые могут возникнуть в новых условиях, в новом коллективе. И что их откровения всегда найдут понимание с вашей стороны... И это не сиюминутный процесс, а сформированный годами доверительный контакт с ребенком.

— Могут ли родители или родитель сами справиться в ситуации, когда сын или дочь связались с дурной компанией или пора обращаться к специалистам? И в каких случаях нужно прибегать к услугам психологам незамедлительно?

— Если ребенок попал в дурную компанию, это может означать, что ему плохо в семье, что он потерял веру в себя и веру в то, что родители его принимают и понимают. А это значит, что родитель в данном случае не будет авторитетным лицом для него. Поэтому, считаю, что простыми родительскими запретами ничего не добиться, а нужно обратиться к психологу и родителям, и ребенку. Если дети категорически отказываются, как правило, такое происходит, когда нет контакта между детьми и родителями, и тогда я рекомендую приходить на консультацию самим родителям, для того чтобы понять, чем они сами могут помочь в этой ситуации своему ребенку.

Подростки выполняют задание психолога «Если б я был цветком...»
Подростки выполняют задание психолога «Если б я был цветком...»

Я бы обратила внимание на значимость сохранения контакта с ребенком (на субъективном уровне подросток переживает разрыв контакта, как отвержение).

Что важно знать родителям для сохранения контакта с детьми?

Советы для родителей:

1. Ориентироваться на чувство ребенка в ситуации, исключить назидательность во взаимодействии с ним. Например: подросток не готовился к урокам, получил «2». Родители часто говорят: «А я тебя предупреждала...». Вместо этого лучше сказать: «Ты переживаешь, трудно тебе…». Или ребенок пришел из школы огорченный. В этом случае родителю можно сказать: «Вижу, что- то случилось, если захочешь расскажешь, то я рядом, давай поговорим».

2. Нельзя ругать ребенка. (в этом я разделяю взгляды Л. Петрановской, А. Колмановского). Нельзя ругать ни ребенка, ни его поступок. А разобрать то, в чем этот поступок был неправильный, потому что привел к плохим результатам. Для детей ругань ребенка и поступка звучит как одно и тоже. Ругают поступок, значит я сделал что-то не так, следовательно я плохой. Формируется негативное отношение к себе, ребенок начинает защищаться, и как результат у него не только нарушается контакт с родителями, но и не формируется ответственность за свои поступки.

3. Хвалить не за то, что он что- то сделал или чего- то не сделал, а за то, что он есть у вас. Говорите о своей любви не зависимо от его успехов в учебе, спорте, в музыке и так далее. Если вас радуют достижения детей, говорите о тех чувствах, которые эти достижения у вас вызывают.

4. Когда решаете, как поступить с ребенком, подумайте, как бы вы хотели, чтобы поступили по отношению к вам в этой ситуации или как бы вы отнеслись к своей подруге\другу в данной ситуации.

5. Важно быть честным с ребенком. Часто родители, чтобы заставить ребенка делать то, что они хотят, прибегают к манипуляции, запугиванию (если не будешь учиться меня лишат материнских прав, пойдешь в армию и т. п.). Если этот подход и работает только некоторое время, на страхе далеко не уедешь. В этом случае вам гарантирована манипуляция со стороны ребенка по отношению к вам.

Интервью подготовила Валентина Разумовских