Вот такие архитектурные парадоксы эпох и стилей встречаются в Первопрестольной. Как два брата-близнеца могут быть почти неотличимы друг от друга, но у одного на щеке родинка, а второй челку на другую сторону носит, так и два дома в одном городе могут быть выстроены по одному и тому же проекту, но иметь тонкие, не в первый миг бросающиеся в глаза отличия.
Уверен, что каждый москвич хорошо знает «дом под юбкой» на углу Тверской улицы и Тверского бульвара. Он еще знаменит благодаря ресторану и магазину «Армения». О нем я расскажу через пару недель, а сегодняшний рассказ будет о здании на Большой Полянке. Оба они – творение архитектора Аркадия Григорьевича Мордвинова и оба почти ровесники, появившиеся на свет незадолго до начала Великой Отечественной. Они до крайности похожи друг на друга, но есть в них важное отличие, о котором ниже.
Дом на стыке Большой Полянки и Кадашёвской набережной возвели в 1939 году, а в начале сорокового он уже был заселен жильцами. И сам он – живая история, и…
…Выстроен был на историческом месте
До Отечественной войны 1812 года здесь располагался дом князей Трубецких, главным фасадом обращенный к Кремлю и выстроенный Василием Ивановичем Баженовым. Во дворе его стоял маленький деревянный на каменном фундаменте храм Казанской иконы Божией Матери постройки 1761 года, упраздненный в 1783-м, а рядом – двухэтажный жилой дом аптекаря Вольфа со сводчатыми погребами, также работы Баженова, позднее перестроенный Матвеем Федоровичем Казаковым для генерал-поручика князя Ивана Ивановича Прозоровского. Дом тот считался в ту пору одним из самых красивых в Москве.
Кстати сказать, около года назад я писал об одном современном особняке, создатели которого вдохновились в том числе и домом Прозоровского.
После изгнания французов сильно пострадавшие от «Грозы двенадцатого года» имения восстановили, а в середине девятнадцатого века объединили в одно. Его владельцем стал хорошо известный банкир Лазарь Соломонович Поляков. Он устроил здесь доходный дом, просуществовавший до революции.
(3 фото)
А в 1939-м на этом самом месте…
…Выстроили новый многоквартирный жилой дом
В восемь этажей с потолками по 3,2 метра и с пятью подъездами, кирпичный с деревянными перекрытиями. В нем устроили большие, удобные квартиры с наборными паркетными полами, а на просторных кухнях имелись дымоходы для самоваров и печей-буржуек.
Он действительно появился на свет благодаря одному и тому же чертежу, что и «дом под юбкой» на Тверской. Одни и те же очертания, одна и та же башенка-ротонда над угловой частью. Башенка эта, кстати, по форме очень напоминает индийскую хауду – сиденье-паланкин, что устанавливали на спинах слонов.
(3 фото)
Но, как я написал в начале заметки, два этих «близнеца-брата» имеют важное стилистическое различие. Первый декорировали в неоклассическом стиле с элементами неоренессанса, а этот получил экстерьер…
…В духе древнерусского узорочья
Именно его изящная, хотя и немного упрощенная вязь украсила дом №1/3 на Большой Полянке. Как утверждают, архитектор заимствовал узоры наличников и вертикальных выступов стен в Каргопольском Благовещенском храме.
(5 фото)
«До Великой Отечественной войны древнерусские формы дома на Полянке оставались одиноким примером подобного направления»
(Архитектор и искусствовед Владимир Валентинович Седов, заведующий кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ)
Не пустовала, кстати, и башенка-ротонда. Подобную ей башенку на Тверской украшала скульптура балерины, в руке державшей серп и молот,
здесь же красовались символы советской эпохи сами по себе, без балерины, зато установленные на красивом вазоне. Внутри самой ротонды имелась цилиндрическая конструкция, сохранившаяся на Тверской, но здесь ее убрали. Давно исчезли и скульптуры с верхушек обеих ротонд.
К слову сказать, как-то вечером проходил мимо этого дома и на миг показалось, что балерину перенесли сюда, только поместили внутрь башенки. Но нет, показалось. Просто какая-то парочка экстремалов решила устроить на крыше романтическую фотосессию. Воспользовался случаем и я.
(3 фото)
В подвале дома на Полянке устроили бомбоубежище, которое спасло жизни многих местных жителей. Но вот одна из фашистских бомб в 1942 году упала во дворе, отчего погибли два человека, видимо, не успевшие спрятаться.
Жили в этом доме известный скрипичный мастер Евгений Францевич Витачек (здесь же имел маленькую мастерскую) и его сын, композитор и пианист Фабий Евгеньевич, военачальник, участник двух войн, Герой Советского Союза генерал-майор Анатолий Гаврилович Козиев и Народный артист Грузинской ССР Иван Николаевич Русинов…
(3 фото)
Дом остается жилым и по сей день. Обитатели, как рассказывают, по-прежнему хвалят удобные и просторные квартиры, но, правда, жалуются, что дом регулярно «трясет» от музыки, что по вечерам разносится из окружающих его ресторанов и других ивент-площадок.
Впрочем, это уже совсем другая история.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!