Найти в Дзене

Строите «соломенные самолёты»? Как карго-культ убивает ваш бизнес (и вы этого не замечаете)

Сегодня поговорим о карго-культе. И о том, как он, незаметно для многих, проявляется в системах управления, в чём его скрытый вред и есть ли хоть какая-то польза. 🤔 После Второй мировой войны на островах Меланезии в Тихом океане произошёл удивительный феномен. Во время войны местные жители впервые увидели цивилизацию в её самом концентрированном виде: на построенные американцами аэродромы приземлялись огромные «железные птицы», которые привозили с неба удивительные, волшебные вещи: консервы, одежду, инструменты, сигареты. Местные называли это одним словом – «карго», то есть груз. Когда война закончилась, американцы улетели, и поток «небесных даров» прекратился. Островитяне, отчаянно желая вернуть волшебные самолёты, начали с невероятным усердием копировать форму, не понимая сути. Они строили из бамбука, лиан и соломы точные копии аэродромов: взлётные полосы, диспетчерские вышки, даже макеты самолётов в натуральную величину. Они зажигали по ночам костры, имитируя посадочные огни, и те

Сегодня поговорим о карго-культе. И о том, как он, незаметно для многих, проявляется в системах управления, в чём его скрытый вред и есть ли хоть какая-то польза. 🤔

После Второй мировой войны на островах Меланезии в Тихом океане произошёл удивительный феномен. Во время войны местные жители впервые увидели цивилизацию в её самом концентрированном виде: на построенные американцами аэродромы приземлялись огромные «железные птицы», которые привозили с неба удивительные, волшебные вещи: консервы, одежду, инструменты, сигареты. Местные называли это одним словом – «карго», то есть груз.

Когда война закончилась, американцы улетели, и поток «небесных даров» прекратился. Островитяне, отчаянно желая вернуть волшебные самолёты, начали с невероятным усердием копировать форму, не понимая сути. Они строили из бамбука, лиан и соломы точные копии аэродромов: взлётные полосы, диспетчерские вышки, даже макеты самолётов в натуральную величину. Они зажигали по ночам костры, имитируя посадочные огни, и терпеливо ждали. Но самолёты, конечно же, не прилетали.

Они с ювелирной точностью скопировали внешние ритуалы, не имея ни малейшего понятия о содержании – об экономике, международной логистике, аэродинамике. Этот феномен получил в антропологии название «карго-культ».

И если вы думаете, что это просто забавная история из далёкого прошлого, у меня для вас плохие новости. С высокой долей вероятности вы прямо сейчас работаете в самом центре такого культа. Современный менеджмент – это настоящий рассадник карго-культов. Мы с вами с невероятным энтузиазмом строим свои бамбуковые самолёты.

👉 Мы вешаем в офисе красивые Scrum-доски, рисуем диаграммы Исикавы, проводим ежедневные «стендапы» и «митинги». Но при этом продолжаем работать по старой доброй «водопадной» модели, спуская все задачи и решения строго сверху вниз. Форма есть, сути нет.

👉 Мы внедряем модные OKR (Objectives and Key Results), потому что так делают в Google. Но на самом деле просто переименовываем в них наши старые, привычные KPI. И продолжаем использовать их не для вдохновения и синхронизации команды, а для жёсткого контроля и последующего наказания за невыполнение. Форма есть, сути нет.

👉 Мы сносим стены в офисе и делаем «бирюзовый» опенспейс, чтобы «улучшить коллаборацию». Но корпоративная культура при этом остаётся иерархичной, закрытой и полной недоверия. В итоге мы получаем не коллаборацию, а шумный паноптикум, где все друг друга отвлекают и боятся сказать лишнее слово. А у кого надо, разумеется, остаётся привычный личный кабинет и отдельный лифт. 🤷‍♂️ Форма есть, сути нет.

Почему это происходит?
Потому что скопировать ритуал, форму, название – легко и быстро. А по-настоящему изменить корпоративную культуру, образ мышления сотрудников, делегировать реальную власть и ответственность – долго, сложно и очень страшно. Карго-культ создаёт уютную
иллюзию прогресса и инноваций без болезненной необходимости меняться по-настоящему.

Но эта иллюзия несёт вполне реальные риски:

  1. Инъекция тотального цинизма. Сотрудники – не идиоты. Они прекрасно видят это лицемерие. И когда они понимают, что все эти «гибкие методологии» – лишь новая красивая обёртка для старого, доброго микроменеджмента, в их душах поселяется глубокий цинизм. Убивается любая вера в возможность реальных, а не показушных, изменений.
  2. Дискредитация хороших идей. После неизбежного провала такого «Agile-театра» руководство часто делает удобный для себя вывод: «Этот ваш Agile не работает, ерунда всё это». И дверь для внедрения действительно полезных и работающих практик в будущем захлопывается наглухо.

Может ли в этом быть хоть какая-то польза?
Иногда, в очень редких случаях, – да. Иногда карго-культ может стать неуклюжим, но первым шагом в правильном направлении. Команда начинает с формального ритуала (например, ежедневных стендапов), и через этот ритуал, набивая шишки и задавая вопросы, постепенно приходит к пониманию его истинной сути – к реальной синхронизации и взаимопомощи. Но это работает, только если в компании есть лидер, который сам понимает, что ритуал – это лишь временные строительные леса, а не само здание.

Как не стать жрецом карго-культа?
Задайте себе один-единственный, но очень важный вопрос, прежде чем внедрять любую модную методику:
«Какую КОНКРЕТНУЮ проблему мы пытаемся решить с помощью этого инструмента?»

Если у вас нет внятного ответа, или он звучит как «потому что все так делают», «чтобы быть современными и инновационными» – немедленно остановитесь.

Перестаньте строить соломенные аэродромы. Вместо этого изучайте аэродинамику.

Настоящий, работающий самолёт может выглядеть не так красиво и экзотично, как раскрашенный идол. Но у него есть одно неоспоримое преимущество: он действительно летает. 😉

А вы сталкивались с карго-культами в своей работе? Какие «соломенные самолёты» строили у вас в компании? Делитесь своими историями в комментариях!

Если понравилась статья, поставьте лайк, так ее увидит больше людей😉. Сначала статьи появляются на ТГ-канале "Управлять(-й)!" https://t.me/openmanagement