Найти в Дзене

Термометр или Термостат? Модель Стивена Кови, которая спасает мои нервы (и бизнес)

Вас иногда накрывает? Читаешь новости, потом рабочие чаты, потом слушаешь разговоры в курилках или у кофемашины… Мировая экономика катится в тартарары, новые законы опять всё усложнили, идиотские решения, вечные пробки на дорогах. И вот ты уже сидишь, заряженный праведным гневом или глухой тревогой, и впустую тратишь свою драгоценную ментальную энергию, обсуждая то, на что не можешь повлиять от слова «совсем». Это мучительное чувство бессилия – один из главных и самых коварных пожирателей энергии любого руководителя. Есть одна простая, но безжалостно эффективная ментальная модель, которую вы наверняка знаете. Её подарил миру Стивен Кови, и я, признаюсь, уже всю плешь проел ею своим подчинённым и близким. Эта модель – как мощный фильтр, который моментально отсекает весь информационный шум и показывает, куда на самом деле нужно направлять свои усилия. Это Круг Забот и Круг Влияния. Круг Забот – это всё, что вас в принципе волнует, но на что вы не имеете прямого контроля. Та самая погода

Вас иногда накрывает? Читаешь новости, потом рабочие чаты, потом слушаешь разговоры в курилках или у кофемашины…

Мировая экономика катится в тартарары, новые законы опять всё усложнили, идиотские решения, вечные пробки на дорогах. И вот ты уже сидишь, заряженный праведным гневом или глухой тревогой, и впустую тратишь свою драгоценную ментальную энергию, обсуждая то, на что не можешь повлиять от слова «совсем».

Это мучительное чувство бессилия – один из главных и самых коварных пожирателей энергии любого руководителя.

Есть одна простая, но безжалостно эффективная ментальная модель, которую вы наверняка знаете. Её подарил миру Стивен Кови, и я, признаюсь, уже всю плешь проел ею своим подчинённым и близким. Эта модель – как мощный фильтр, который моментально отсекает весь информационный шум и показывает, куда на самом деле нужно направлять свои усилия. Это Круг Забот и Круг Влияния.

Круг Забот – это всё, что вас в принципе волнует, но на что вы не имеете прямого контроля. Та самая погода, глобальная политика, сплетни в коллективе, чужие ошибки. Тратить силы на переживания или гнев по поводу этих вещей – это как пытаться перекричать ураган. Энергии потратите вагон, а результат будет нулевой. Вы просто впустую греете атмосферу своим негодованием.

Круг Влияния – это ваша личная «делянка». То, на что вы можете повлиять напрямую, здесь и сейчас. Ваши собственные решения, ваши профессиональные навыки, ваши реакции на события, отношения с вашей командой, качество выполненной лично вами работы, ваше здоровье. Это зона вашей полной и тотальной ответственности.

И вот тут начинается самое интересное: эти круги – не статичны.

  • Люди реактивные (те, кто плывёт по течению) тратят 90% своей энергии на Круг Забот. Они постоянно жалуются, критикуют, переживают. В итоге их собственный Круг Влияния, лишённый энергии и внимания, съёживается, как шагреневая кожа.
  • Люди проактивные (те, кто сам управляет своей жизнью) концентрируют 90% энергии исключительно на своём Круге Влияния. Они не тратят время на то, что не могут изменить. Они вкладываются в то, что им подконтрольно. И от этих целенаправленных вложений их Круг Влияния начинает медленно, но верно расширяться, постепенно захватывая и подчиняя себе часть того, что раньше было недосягаемым Кругом Забот.

Как перетащить проблему из «Забот» во «Влияние»?

Это и есть ключевой навык эффективного руководителя и просто зрелого человека. Алгоритм прост и основан на одном-единственном вопросе, который нужно задавать себе каждый раз, когда вас что-то бесит или тревожит:

«Что КОНКРЕТНО Я могу сделать в своём круге влияния, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему?»

Давайте на живых примерах.

Забота: «Меня бесит, что отдел маркетинга вечно срывает нам сроки поставки лидов!» (Вы не можете напрямую контролировать работу другого отдела).

Переводим во Влияние: «Что я могу сделать?»
👉 Я могу выстроить в своём отделе продаж систему работы с собственными, «холодными» контактами, чтобы
снизить зависимость от маркетинга.
👉 Я могу
инициировать встречу с руководителем маркетинга и прийти на неё не с криками и обвинениями, а с конкретными цифрами, показывающими, сколько денег компания теряет из-за этих срывов.
👉 Я могу
предложить им помощь – например, предоставить данные от моих продавцов о том, какие клиенты лучше всего конвертируются.
Вы перестали жаловаться и начали действовать. 👍

Забота: «В нашей отрасли кризис, клиенты массово урезают бюджеты». (Вы не можете контролировать глобальную экономику).

Переводим во Влияние: «Что я могу сделать?»
👉 Я могу
пересмотреть ценностное предложение нашего продукта, чтобы оно било точно в антикризисные «боли» клиентов (экономия, эффективность).
👉 Я могу
запустить дополнительное обучение для своих продавцов по работе с возражениями в условиях кризиса.
👉 Я могу
лично позвонить десяти ключевым клиентам и выстроить с ними более прочные, личные отношения, чтобы они остались с нами.

Поверьте, это не просто очередная техника тайм-менеджмента. Это фундаментальный жизненный выбор. Вы можете быть термометром, который просто пассивно показывает температуру окружающей среды – жалуется, когда холодно, и радуется, когда тепло.

А можете быть термостатом. Который сам задаёт комфортную температуру в комнате. 😉

А что сейчас больше всего находится в вашем Круге Забот? И какой один шаг вы можете сделать, чтобы перетащить это в свой Круг Влияния? Делитесь мыслями в комментариях!

Если понравилась статья, поставьте лайк, так ее увидит больше людей😉. Сначала статьи появляются на ТГ-канале "Управлять(-й)!" https://t.me/openmanagement