21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.
Так как в нашем храме это престольный праздник (храм освящен в честь Михаила Архангела), то не могу не написать про него.
Празднование это установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Как мы празднуем?
Мы молимся.
Молитва это разговор, причем это встреча двух живых личностей. Мы не вычитываем некую формулу, после которой нам высшие силы должны что-то сделать. Такой подход является магическим. Мы разговариваем.
Чтоб разговаривать - надо понимать с кем мы говорим.
Для справки:
«Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.»
Что интересно, каждый чин ангелов имеет свою “специализацию”. Они не универсальны. А вот человек в этом плане универсален и может брать от разных ангельских чинов то, что они ему передают. При этом у человека есть свобода воли, и он может выбирать между исполнением воли Божией и злом. А ангелы (в том числе и павшие) уже свой выбор сделали и теперь их воля низменная. Получается, что у нас есть некоторые возможности, которых нет у ангелов. Но это налагает ответственность за то как мы этим распорядимся.
Ангелы служат Богу, но не правят миром. Они проводники Его воли. Поэтому когда мы молимся им, мы их благодарим, просим их помощи, но мы не просим их изменить мир. Они не творцы. Творец у нас один - Бог.
Так кто же Архангел Михаил, вождь небесного воинства?
В свое время у ангелов была свобода воли. И ангел Люцифер, изначально принадлежавший к одному из высших чинов небесной иерархии, выбрал не служить Богу, а удалиться от благого, потому что по своей гордыне счел себя выше Бога.
Движимый гордыней сатана увлек за собою других ангелов, которые в этом противлении Богу стали бесами.
Ангельское воинство против сатаны возглавил Архангел Михаил, его еще называют Архистратигом, то есть верховным воином. Со словами архангела Михаила: "Кто равен Богу? Никто, как Бог!" дьявол был "как молния" низвергнут вниз, на землю.
Обратите внимание: сатану, победил и скинул с небес не Бог, а ангел. Сатана не равен Богу. С ним справился ангел. Поэтому мы и не боимся его, зная, что с нами Бог. Но вот без Бога и помощи его ангелов мы можем оказаться перед ними бессильны.
С тех пор архангел Михаил является предводителем ангельского воинства.
У нас есть небесное воинство, собор которого празднуем завтра и есть его земной аналог - наша армия, силовые структуры, защитники отечества. Они по сути похожи: иерархией, служением людям, Богу, подчинением тем, кто поставлен над ними, верностью. А главное тем, что им приходится воевать с силами зла.
Поэтому архангела Михаила почитают небесным покровителем земного воинства и полководцев. И всех, кто борется со злом. Мы не одни на этом пути, а с нами Бог и воинство небесное.