Соединить Москву и Волгу мечтал еще Петр Первый. Воплотить его идею удалось с созданием Канала имени Москвы. Волга потекла вспять, с юга на север, мимо Кремля, а столица стала портом пяти морей. Рассказываем, в какой гавани можно увидеть их изображения и в какие воды отправиться в навигацию.
В городе с большой рекой больше романтики и смелых идей. Канал имени Москвы начали строить в 1930-х годах, и уже менее чем через пять лет он был готов. Для этого потребовалось прокопать 128 км равнины и создать 240 гидротехнических сооружений.
Московские и волжские воды перемешались в апреле 1937-го. 80 км реки на территории города стали полноводными, а значит — судоходными. Давнюю проблему обмеления решили, а с открытием Северного и Южного речных вокзалов увеличили число пассажирских маршрутов. Запустили даже «Московскую кругосветку» - кольцевой маршрут, проходящий через Канал имени Москвы, Волгу, Оку и Москву-реку, в котором не повторялся ни один речной участок. Круиз-бестселлер существует до сих пор и включает посещение таких городов, как Углич, Нижний Новгород, Рязань, Касимов и Муром.
Как исчезли бурлаки и появились вокзалы
Первый столичный речной вокзал находился на Краснохолмской, ныне Космодамианской, набережной. С открытием Канала имени Москвы уровень воды поднялся, и пристани спускали вниз по течению. И в 1936-м на Новоданиловской набережной появилась удивительная постройка первого Южного речного вокзала.
Деревянный комплекс, спроектированный архитектором Романом Хигером, состоял из павильонов для дальних рейсов и для пригородных маршрутов, больше напоминавших дачи или виллы. Отсюда пароходы уходили на Волгу, Оку и Каму.
У первого здания была необычная форма — восьмигранник в духе конструктивизма. Гостей изумлял и ресторан с террасами, и купол, выкрашенный в глубокий ультрамариновый, и желтые кольца. Венчал здание маяк.
Строившийся как временный, вокзал прослужил более 30 лет. Сюда приезжали путешественники и все, кто хотел отдохнуть у воды. Южные причалы также принимали и отправляли грузы, а в военные годы помогли эвакуировать москвичей, музейные ценности и фабричное оборудование.
Вниз по течению в новую Москву
В 1970-х с началом навигации новых двухпалубных пароходов и реконструкцией Новоданиловской набережной первый вокзал закрыли, а новый построили ниже, на Нагатинской. Сегодня здесь стоит причал «Кленовый бульвар». Внешне здание было менее колоритным, напоминало небольшой двухпалубный теплоход с тонкими колоннами. Отсюда судна уходили в Рязань, Нижний Новгород, Астрахань и даже в Уфу.
Последним адресом Южного речного вокзала стал берег живописного пролива Нагатинской поймы. Новый проект в стиле советского модернизма создал архитектор Юрий Коган.
Строительство Южного речного вокзала в Нагатинской пойме завершили в 1985-м году.
Главной декорацией аскетичного объема стали шпиль в виде кораблика с мачтой, компас на речном фасаде и женские фигуры на торцевом, символизирующие те самые пять морей: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское и Черное, в которые можно выйти из Москвы благодаря водным путям.
Первый рейс с нового причала отбыл в 1986-м — в Астрахань. Но вскоре, с началом перестройки и жизни в новой рыночной парадигме навигация прекратилась на долгие четверть века. Слайдингом зашили бетонные фасады, а внутри развернули торговлю: помещения сдали под магазины, павильоны и ларьки. К оживлению заброшенных территорий поймы пришли лишь в 2020-х с началом реализации проекта комплексного развития бывшей промзоны «Южный порт».
Реинкарнация 4.0
После реконструкции Южный речной вокзал вновь открылся весной 2023 года и вернул себе тот самый флер романтики путешествий.
Архитектуру и декор здания осовременили, но сохранили главные элементы облика: надпись «Москва», 14-метровый шпиль, компас и, конечно же, скульптуры. Оммажем истории здания стали зоны музея транспорта Москвы.
Копии скульптур-аллегорий работы художников Салавата Щербакова и Бориса Орлова – символ пяти морей – сохранили объем и высоту по 3,5 метра, но стали весить в 12 раз меньше и располагаться ниже, чем в оригинальном объеме Когана.
Внутренние пространства вокзала переосмыслили в духе времени, добавив не только ресторан, но и лаунжи с оранжереей и библиотекой, где можно расслабиться и поработать. Для отдыха благоустроили террасу на крыше и широкий променад вдоль воды.
У вокзала появилось пять новых причалов, и сегодня он способен принимать более 300 тысяч пассажиров в навигационный сезон. В эту гавань заходят и круизные лайнеры, и новые речные трамваи, следующие как обычный городской транспорт по водному маршруту ЗИЛ — Печатники. Бесшумные, теплые, с панорамными крышами.
Приятно устроиться на смотровой площадке на крыше вокзала в шезлонге, вдохнуть запах реки и полюбоваться, как меняется Нагатинская пойма. У Южного порта — большое будущее нового третьего центра столицы, после исторического Кремля и делового в Москва-Сити. Преображаются его набережные, строятся кварталы с интересной архитектурой.
В новом формате со старой душой
Рядом с современными речными воротами будет «парадный вход» в Южной порт на земле — там строится семейный квартал бизнес-класса «Адмирал» у транспортного хаба «Печатники». Светлые здания напоминают большие корабли, а прогулочный бульвар наводит на мысли о неспешном променаде выходного дня.
Морскую тему обыгрывают и во внутреннем дворе первого квартала, который спроектирован как зеленый архипелаг, в центре которого – многофункциональная двухъярусная «палуба», своеобразный симбиоз игрового плейхаба на нижнем ярусе и зон, где можно пообщаться и расслабиться на верхнем. Какими будут квартиры в новых домах с видом на акваторию Москвы-реки и парки Печатников, можно узнать на сайте проекта.