Кинематографическая трилогия «Матрица» братьев (ныне сестёр😃) Вачовски – это не просто веха в истории киберпанка и мирового кино. Это сложное плетение философских идей, визуальных инноваций и культурных символов, где каждая деталь имеет значение. В этой диджитал-реальности нашлось место и для автомобилей, которые не играли роль простого реквизита. От скромных седанов спецслужб до футуристичных концептов, «Матрица» невольно стала рекламной площадкой для американского автопрома, а некоторые модели получили вторую жизнь или стали культовыми благодаря фильмам. Давайте погрузимся в мир «Матрицы» и узнаем, как автомобили вписались в её сложную архитектуру.
Автомобили первой «Матрицы» (1999)
Первая часть трилогии, вышедшая в 1999 году, отличается более камерной атмосферой, но уже здесь автомобили начинают играть символическую роль. Вачовски с филигранной точностью выбирали каждую деталь, и выбор автотранспорта для ключевых сцен не стал исключением.
Ford LTD Crown Victoria
В первые минуты фильма, когда Агенты преследуют Тринити, а затем навещают Томаса Андерсона (Нео), мы видим знакомый силуэт: черный Ford LTD Crown Victoria. Этот могучий седан не случайно стал визитной карточкой правоохранительных органов США и Канады на протяжении десятилетий. Его узнаваемая внешность мгновенно ассоциируется с полицейскими машинами, спецслужбами и властными структурами. В контексте «Матрицы» Crown Victoria становится визуальным маркером контроля и неумолимости системы, идеальным транспортным средством для безликих, но всемогущих Агентов. Это был не просто автомобиль, а культурный символ, мгновенно считываемый зрителем.
Lincoln Continental 1965 года
После «пробуждения» Нео и его присоединения к команде Морфеуса, герои передвигаются на поистине культовом Lincoln Continental 1965 года. На первый взгляд, выбор ретро-седана для фильма, действие которого происходит в «современном» (1999) мире, может показаться анахронизмом. Однако именно в этом и кроется гениальность Вачовски.
Элегантность и брутальность Lincoln Continental 1960-х годов с его четкими линиями и «суицидальными» дверьми (открывающимися против хода движения) отлично вписывается в эстетику полуразрушенного, но стильного «реального» мира, скрытого за Матрицей. Этот автомобиль символизирует нечто вневременное, классическое, но при этом с ощущением скрытой силы и мощи, что идеально подходит для команды, бросившей вызов системе.
Дизайн Continental 1960-х годов стал переломным моментом для американского автопрома, уводя его от излишеств «детройтского барокко» с его чудовищными плавниками. Тем не менее, в его строгих линиях все еще угадываются отголоски массивности и представительности, присущей «золотому веку» американского автомобилестроения. Этот Lincoln, словно пережиток прошлого, но с потенциалом будущего, гармонично дополняет образ повстанцев.
Важно отметить, что Lincoln Continental – модель, пережившая многие десятилетия. В 2017 году компания Lincoln даже выпустила лимитированную серию Continental с «суицидальными» дверями, вдохновленную именно моделями 60-х годов, что подчеркивает ее непреходящую актуальность и статус иконы стиля.
Матрица «Перезагрузка»(2003)
«Матрица: Перезагрузка» (2003) вознесла автомобильные погони на новый уровень, представив одну из самых зрелищных и масштабных сцен в истории кино. Эта погоня стала не просто эффектным эпизодом, а мощной рекламной кампанией для Cadillac, заложив фундамент для нового имиджа бренда.
Cadillac CTS
Центральным автомобилем грандиозной погони стал серебристый Cadillac CTS – седан, который на тот момент еще только готовился к выходу на рынок. Съемки «Перезагрузки» проходили в 2001-2002 годах, а серийное производство первого поколения Cadillac CTS началось только в 2002 году, продажи стартовали в 2003-м - одновременно с премьерой фильма. Это было рискованное, но блестящее маркетинговое решение.
Концерн General Motors, владелец марки Cadillac, стремился избавиться от устаревшего, консервативного имиджа, омолодить бренд и дистанцироваться от ассоциаций с «дедушкиными» автомобилями. Стратегия «Art and Science» (Искусство и Наука) подразумевала акцент на острые грани, смелый, футуристичный дизайн и передовые технологии. CTS, с его угловатыми формами и агрессивным силуэтом, идеально воплощал эту концепцию.
Для съемок сцены погони Cadillac пришлось предоставить Вачовски около 10 предсерийных экземпляров CTS, которые были буквально собраны вручную и не предназначались для широкой публики. Эти автомобили, увы, не пережили масштабной сцены, но их жертва была не напрасна – CTS мгновенно стал узнаваемым и желанным, ассоциируясь с мощью, скоростью и технологичностью. Фильм послужил мощным катализатором для формирования нового, современного образа Cadillac.
Cadillac Escalade EXT
Вместе с CTS в головокружительной погоне участвовал и экстравагантный Cadillac Escalade EXT – гибрид люксового внедорожника и пикапа. Появление этой модели на экранах также опередило её массовый выход. В начале 2000-х годов идея роскошного пикапа только зарождалась.
Для съемок Cadillac предоставил прототипы и даже «мулы» – автомобили, построенные на шасси Chevrolet Suburban, но с внешностью будущих EXT. Эти машины, управляемые зловещими Близнецами, стали воплощением брутальной силы и эксклюзивности, подчеркивая статус и возможности антагонистов. Escalade EXT впоследствии стал довольно успешной нишевой моделью, а его эпизодическая роль в «Матрице» лишь закрепила его уникальный имидж.
Известно, что для создания этой сцены на заброшенной взлетно-посадочной полосе в Марина-дель-Рей, Калифорния, была построена специальная 1.5-мильная бетонная дорога. В ходе съемок было уничтожено около 300 автомобилей General Motors, включая множество серийных моделей, предоставленных концерном, а также специально подготовленные декорации, имитирующие части автомобилей для разрушения.
Кинематографический триумф бренда Cadillac
Сотрудничество с General Motors не ограничилось предоставлением CTS и EXT. Концерн обеспечил команду Вачовски всем необходимым, от отдельных элементов кузова и салона для разрушительных сцен до целого поезда легковых автомобилей для массовки.
Сцена на парковке, предшествующая погоне, является настоящим подарком для ценителей классических Cadillac. Здесь собрана целая галерея моделей разных лет, демонстрирующая богатую историю и дизайнерскую эволюцию бренда. Этот момент подчеркивает значимость Cadillac как символа американского автомобилестроения.
Отдельного упоминания заслуживает Pontiac Firebird – еще один автомобиль из сцены на парковке, на который эффектно падает Морфеус. Этот экземпляр Firebird, использовавшийся на съемках, оставался в распоряжении съемочной группы до 2009 года, после чего был продан на благотворительном аукционе. Сопроводительное письмо от Энди (ныне Лилли) Вачовски придало ему особую ценность для коллекционеров.
«Революция» и возвращение к истокам (2003)
В заключительной части оригинальной трилогии, «Матрица: Революция», автомобили играют менее заметную роль, но все же продолжают поддерживать атмосферу и символизм.
Lincoln Continental
Культовый Lincoln Continental вновь появляется на экране. Фанаты скрупулезно изучали кадры и пришли к выводу, что это мог быть Continental 1963 года, а не 1965, как в первой части. Разница в два года, казалось бы, незначительна, но для истинных поклонников «Матрицы» и автомобилей это повод для новых теорий и расшифровки скрытых смыслов. Возможно, это был тот же автомобиль, но слегка модифицированный, или же другой экземпляр, призванный подчеркнуть вневременность класса и дизайна.
«Матрица: Воскрешение» (2021)
Спустя почти два десятилетия после оригинальной трилогии, «Матрица: Воскрешение» представила новое видение мира. Хотя фильм отдает дань уважения своим предшественникам, он также привносит новые автомобильные нюансы, отражая современные тенденции и технологии.
Эволюция автомобильного ландшафта
В «Воскрешении» мы видим переход к более современным, но при этом стилизованным автомобилям, отражающим как реальность 2020-х, так и футуристические концепции, присущие вселенной Матрицы. Визуально фильм продолжает традиции первых частей, но адаптирует их к новым реалиям.
Пересечения вселенных: «Матрица» и «Джон Уик»
Интересная фанатская теория связывает вселенные «Матрицы» и «Джона Уика», и дело не только в Киану Ривзе и слове «Континенталь» (автомобиль и отель). Режиссер «Джона Уика» Чед Стахелски, который работал каскадером на съемках «Матрицы», сам подтвердил, что некоторые отсылки и цитаты в его фильмах – это дань уважения проекту Вачовски и его работе с Киану Ривзом. Хотя это не прямое пересечение, подобные «пасхалки» лишь обогащают культурное наследие обеих франшиз и подчеркивают их взаимосвязь в сознании зрителей.
Заключение
Автомобили в «Матрице» – это гораздо больше, чем просто средство передвижения. Это тщательно подобранные символы, отражающие эстетику, философию и даже маркетинговые стратегии своего времени. От классических Ford Crown Victoria и Lincoln Continental, подчеркивающих контроль и вневременную элегантность, до футуристичных Cadillac CTS и Escalade EXT, перезапустивших имидж целого бренда, машины стали неотъемлемой частью этой культовой киновселенной. Они не только усилили погружение зрителей в мир Вачовски, но и оставили свой след в истории кинематографа и автомобильной индустрии, доказав, что даже в цифровом мире Матрицы, реальные объекты могут обладать глубоким смыслом и влиянием.