Значение привычек в жизни человека, будь он большой или маленький, переоценить невозможно. Именно привычки формируют наши определённые черты и существование в социальном мире в целом.
Сила привычек в дошкольном возрасте — это фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь. Почему же они так сильны именно в этом возрасте?
В этот период мозг максимально пластичен, и то, что закладывается сейчас, становится автоматической, «фоновой» программой детского поведения.
Также привычки создают потребность в порядке действий и ритуалах. Дошкольники психологически нуждаются в предсказуемости. Привычки и ритуалы (например, перед сном: умыться, почистить зубы, прочитать книжку) создают у ребёнка чувство безопасности и стабильности.
Формируются они благодаря подражанию значимому в их жизни взрослому. Ребёнок как губка впитывает поведение родителей. Он не столько слушает, что ему говорят, сколько копирует то, что вы делаете. Ваши привычки становятся его.
По сути, это автоматизированное действие, которое не требует колоссальных усилий воли. Сформированные привычки прямо влияют на самодисциплину ребёнка в будущем.
Какие привычки формируются в дошкольном возрасте?
Начнём с полезных:
1.Гигиенические привычки — основа здоровья.
· Чистка зубов утром и вечером.
· Мытьё рук перед едой, после прогулки и туалета.
· Пользование носовым платком/салфеткой.
· Самостоятельное посещение туалета.
· Приём пищи: пользование столовыми приборами, аккуратность, привычка не разговаривать с набитым ртом.
2.Бытовые и организационные привычки — основа самостоятельности.
· Уборка игрушек после игры.
· Раскладывание вещей по местам: одежда, обувь.
· Самостоятельное одевание и раздевание по мере возможностей.
· Помощь по дому: протереть пыль, полить цветы, помочь накрыть на стол — это формирует ответственность.
3.Социальные и коммуникативные привычки — основа отношений с миром.
· «Волшебные слова»: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините.
· Умение делиться, ждать своей очереди.
· Привычка здороваться и прощаться.
· Умение слушать не перебивая.
· Привычка убирать за собой в общественных местах, например, в кафе или на детской площадке.
4.Эмоциональные и поведенческие привычки — основа психического здоровья.
· Привычка говорить о своих чувствах («я злюсь», «мне грустно», «я рад»), а не выражать их истерикой или агрессией.
· Умение справляться с небольшими трудностями и просить о помощи, когда это действительно нужно.
· Привычка занимать себя самостоятельно какое-то время — развитие внутреннего ресурса.
5.Привычки, связанные с безопасностью.
· Пристёгиваться в машине.
· Держать взрослого за руку у дороги.
· Не разговаривать и не уходить с незнакомцами.
А теперь обратим внимание на вредные привычки, которые с лёгкостью формируются у современных детей:
1.Пищевые привычки — это одна из самых важных и распространённых групп.
· Привередливость в еде. Отказ пробовать новую еду, есть только ограниченный набор продуктов, например, только макароны или сосиски.
Вред: Несбалансированное питание, нехватка витаминов и минералов.
· Пристрастие к сладкому и вредному. Требование сладостей, чипсов, сладкой газировки в качестве поощрения или основной еды.
Вред: Риск ожирения, кариеса, формирование неправильных вкусовых предпочтений на всю жизнь.
· Нежелание есть самостоятельно. Просьбы, чтобы его кормили с ложки, хотя уже умеет сам.
Вред: Задержка развития самостоятельности, мелкой моторики.
· Еда перед телевизором или с гаджетом. Ребёнок отвлекается на экран и не контролирует чувство насыщения.
Вред: Переедание, отсутствие культуры семейных приёмов пищи.
2.Гигиенические привычки
· Нежелание чистить зубы и умываться. Капризы и отказ от ежедневных процедур.
Вред: Проблемы с зубами, неприятный запах изо рта, пренебрежение личной гигиеной в будущем.
· Не моет руки после туалета и перед едой. Ребёнок может забывать или лениться.
Вред: Высокий риск кишечных инфекций и паразитов.
· Ковыряние в носу. Распространённая привычка, часто вызванная сухостью слизистой или скукой.
Вред: Неэстетично, может привести к носовым кровотечениям и распространению инфекций.
3.Эмоционально-поведенческие привычки часто связаны с неумением управлять своими эмоциями.
· Сосание пальца, пустышки (после 2 лет), края одежды или одеяла, чтобы успокоиться.
Вред: Может привести к деформации прикуса и проблемам с речью.
· Грызение ногтей. Проявление тревоги, стресса или скуки.
Вред: Повреждение ногтевой пластины, занесение инфекций в рот.
· Истерики и манипуляции. Ребёнок узнает, что криком и плачем можно добиться желаемого: игрушек, сладостей, внимания.
Вред: Закрепляется неконструктивная модель поведения, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
· Ябедничество и обман. Ребёнок начинает экспериментировать с правдой, чтобы привлечь внимание или избежать наказания.
Вред: Проблемы с выстраиванием доверительных отношений.
4.Социальные и коммуникативные привычки
· Перебивание взрослых. Ребёнку не терпится высказаться, и он не умеет ждать своей очереди в разговоре.
Вред: Неуважение к собеседнику, трудности в общении.
· Жадность, нежелание делиться. В раннем дошкольном возрасте — это норма, но к 5–6 годам ребёнок уже может учиться делиться и ждать своей очереди.
Вред: Конфликты с другими детьми, трудности в социализации.
· Неправильная речь: Сюсюканье, использование «детских» слов (например, «ням-ням» вместо «есть»), которые уже не соответствуют возрасту.
Вред: Тормозит развитие речи.
5.Привычки, связанные с режимом и отдыхом
· Отказ от дневного сна, если он ещё нужен, и нежелание ложиться спать вечером.
Вред: Недосып, который ведёт к капризам, снижению иммунитета и проблемам с развитием.
· Малоподвижный образ жизни. Предпочтение мультфильмов и гаджетов активным играм.
Вред: Риск лишнего веса, слабое физическое развитие, проблемы со зрением.
Есть несколько ключевых причин, почему вредные привычки формируются у детей быстрее, чем хорошие.
Вредные привычки часто связаны с мгновенным получением удовольствия (выброс дофамина). Сладости, мультики, видеоигры — всё это даёт быструю и сильную «награду» мозгу. Эта нейронная связь образуется очень быстро.
Хорошие привычки (уборка, учёба, гигиена) обычно дают отложенный результат. Эффект не мгновенный и дофаминовый отклик слабее. Мозгу нужно больше времени и повторений, чтобы построить и укрепить эти нейронные связи.
Незрелость мозга в дошкольном возрасте просто физически не позволяет детям самостоятельно противостоять соблазнам. Поэтому импульсивное поведение — основа вредных привычек — побеждает.
Современный мир переполнен сверхстимулами: яркая реклама, фастфуд с усилителями вкуса, динамичные видеоигры. Они намеренно созданы так, чтобы вызывать быстрое привыкание. Соперничать с ними в привлекательности для детского мозга скучные овощи или чтение книги не могут.
Дети, как обезьянки, копируют поведение значимых взрослых. Если родители постоянно «сидят» в телефоне, едят перед телевизором или перебивают друг друга, ребёнку не нужно «изобретать» эту привычку — он её просто перенимает, считая нормой.
Для формирования хороших привычек вряд ли потребуется 21 день, как говорят исследования. На самом деле, для автоматизма может потребоваться от 2 до 8 месяцев регулярных повторений. Личный пример родителей — это 90% успеха. Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, он должен видеть вас с книгой. Если хотите, чтобы он мыл руки, делайте это вместе.
Последовательность и регулярность — ключевое правило! Если сегодня вы требуете убрать игрушки, а завтра сами их даёте, потому что некогда, привычка не сформируется. Действие должно повторяться изо дня в день в похожих условиях.
Сила привычек в дошкольном возрасте заключается в их долгосрочном эффекте.
Ребёнок, у которого сформированы здоровые, полезные привычки, подходит к школьному возрасту с мощным багажом:
· Он более самостоятелен и организован.
· У него лучше развита саморегуляция.
· Ему легче адаптироваться к новым правилам и коллективу.
· Он тратит силы не на рутинные действия, а на познание и творчество.
· Ему легче адаптироваться к новым правилам и коллективу.
· Он тратит силы не на рутинные действия, а на познание и творчество.
Да, вредные привычки формируются быстрее из-за биологических и социальных причин. Но это не приговор. Это знание дает нам, взрослым, сигнал к действию: сделать формирование хороших привычек максимально осознанным, постепенным, поддерживающим и основанным на положительном подкреплении.
Главное — понимать, что вы не боретесь с ребенком, а помогаете его мозгу построить те «нейронные дороги», которые сделают его жизнь лучше в будущем.