Найти в Дзене

ИЗ ИСТОРИИ ВДРП. 4.3 Волго-Донское речное пароходство. 1954 год.

1954 год *** *** 16-го января 1954 года, в связи с производственной необходимостью, приказано начальнику Таганрогского морского порта Фортученко А. Д. передать на баланс Ростовского морского порта рабочую лошадь с упряжью для использования ее на пристани Белая Калитва. «Начальнику пристани Белая Калитва Попову И. Д. для оформления приема лошади командировать в Таганрогский порт своего представителя». *** 30-го января закончилось строительство здания общежития грузчиков по адресу 1-я Линия 50-б. Здание принято на баланс ЖКО ВДРП. *** В феврале в ВДРП проводятся мероприятия по борьбе с наводнениями. *** 02 марта 1954 года началось переименование барж в целях упорядочения наименований: - номера или названия люковых речных барж заменялись литерами ЛР и добавлялся номер; - номера или названия палубных речных барж заменялись литерами ПР и добавлялся номер; - номера или названия трюмных речных барж заменялись литерами ТР и добавлялся номер; - номера и литеры плашкоутов заменились новыми номер

1954 год

-2
Пассажирское судно «ПС-16». Река Дон, п. Азов, 1964 год. Фото из открытых источников.
Пассажирское судно «ПС-16». Река Дон, п. Азов, 1964 год. Фото из открытых источников.
-4
Буксирный т/х «Мечников». Фото из открытых источников.
Буксирный т/х «Мечников». Фото из открытых источников.
-6
Буксирный пароход «Сибиряк», 1958 год. Фото из открытых источников.
Буксирный пароход «Сибиряк», 1958 год. Фото из открытых источников.
-8
Буксирный колесный пароход «Балтиец». Река Вологда, 1964 год. Фото из открытых источников.
Буксирный колесный пароход «Балтиец». Река Вологда, 1964 год. Фото из открытых источников.
-10
«РБТ-4». Река Дон, Ростов-на-Дону, 2018 год. Фото из открытых источников.
«РБТ-4». Река Дон, Ростов-на-Дону, 2018 год. Фото из открытых источников.
-12
Рейдовый буксир-толкач «РБТ-5. Река Дон, Ростов-на-Дону, 20 октября 2018 года. Фото из открытых источников.
Рейдовый буксир-толкач «РБТ-5. Река Дон, Ростов-на-Дону, 20 октября 2018 года. Фото из открытых источников.
-14
«ОМ-307». Река Дон, 1960 год.
«ОМ-307». Река Дон, 1960 год.
-16
П/х «Академик Павлов». Фото из открытых источников.
П/х «Академик Павлов». Фото из открытых источников.
-18
«ОМ-308». Река Дон, Ростов-на-Дону,1966 год.
«ОМ-308». Река Дон, Ростов-на-Дону,1966 год.

***

-20

***

16-го января 1954 года, в связи с производственной необходимостью, приказано начальнику Таганрогского морского порта Фортученко А. Д. передать на баланс Ростовского морского порта рабочую лошадь с упряжью для использования ее на пристани Белая Калитва. «Начальнику пристани Белая Калитва Попову И. Д. для оформления приема лошади командировать в Таганрогский порт своего представителя».

***

30-го января закончилось строительство здания общежития грузчиков по адресу 1-я Линия 50-б. Здание принято на баланс ЖКО ВДРП.

***

В феврале в ВДРП проводятся мероприятия по борьбе с наводнениями.

***

02 марта 1954 года началось переименование барж в целях упорядочения наименований:

- номера или названия люковых речных барж заменялись литерами ЛР и добавлялся номер;

- номера или названия палубных речных барж заменялись литерами ПР и добавлялся номер;

- номера или названия трюмных речных барж заменялись литерами ТР и добавлялся номер;

- номера и литеры плашкоутов заменились новыми номерами.

Например: ВД-151-ЛР, ВД – ВДРП, 151 – номер баржи, ЛР – люковая речная.

***

8-го марта началось переименование дебаркадеров. Теперь, к примеру, ВДЖ-45-12, где ВД – Волго-Донское речное пароходство, Ж – железобетонный, 45 – размер 45 м и 12 это просто его номер. Если ВДМ, то дебаркадер металлический, если ВДД – дебаркадер деревянный, а остальное, как описано выше.

***

19-го марта, приказом № 35, начальник ВДРП утвердил дислокацию спасательных станций и спасательных постов в границах Волго-Донского пароходства. ВДРП имело тогда 4 спасательные станции в своих основных портах и пристанях: Ростовский морской порт, Цимлянский порт, пристань Лиски, и Таганрогский морской порт, и дополнительно 47 спасательных постов по всем портам и пристаням.

***

Лискинские СРМ и Павловские СРМ продолжают строительство металлических 50-тонных плашкоутов и 300-тонных барж для ВДРП.

***

С введением обязательного ношения формы, каждый год приказом по пароходству объявляются дни перехода на летнюю или зимнюю форму одежды. В этом году приказ заканчивался так: «Командиру 20-го отряда ВОХР обеспечить строгий контроль за выполнением настоящего приказа».

***

9-го апреля Ростовский морской порт восстановил м/к мощностью 30 л. с. Катеру присваивается имя «Т-5», он зачисляется на баланс пароходства и приписывается к Ростовскому морскому порту.

***

11-го апреля 1954 года на колку льда на ВДСК имени Ленина был направлен т/х «БТ-316». Чуть позже, а 19-го апреля, для тех же целей были командированы пароход «Карпинский» и теплоход «И. Вазов» на Цимлянское водохранилище.

Ледорез, ледолом «Иван Вазов». Река Дон, Цимлянское водохранилище.
Ледорез, ледолом «Иван Вазов». Река Дон, Цимлянское водохранилище.

***

В апреле 1954 года на флоте ВДРП произошло более 20 случаев аварий, аварийных происшествий и браков в работе.

***

15-го апреля капитан п/х «Адмирал Ушаков» Колесников, находясь на мостике, допустил неправильное управление пароходом при прохождении Шишловского переката, в результате чего буксируемые им баржи были навалены на берег, отчего получили повреждение рулей и на длительное время были выведены из эксплуатации. Шкипер баржи № 1009, которая шла в указанном составе, Смирнов В. Я., находясь в рубке, не управлял рулями, чем способствовал данной аварии. Капитана Колесникова лишили выплат процентной надбавки за выслугу лет сроком на 2 месяца, а шкиперу Смирнову объявили ВЫГОВОР.

***

22-го апреля в 04.20 пассажирский теплоход «Рассвет» под управлением капитана-дублера Кабкова А. Г. следовал из Нижне-Чирской в Калач с пассажирами. Отойдя от пристани Нижне-Чирской по халатности Кабкова т/х «Рассвет» был посажен на мель на судовом ходу, что привело к выводу теплохода из эксплуатации на продолжительное время и нанесло убытки государству на сумму 14000 рублей. Данной аварии способствовала также халатность дежурного диспетчера Калачевского участка Миронова, который при отправлении судна в рейс не вручил капитану т/х «Рассвет» путевую информацию о состоянии пути и оповещение о действии створа № 19. Материалы о виновности капитана-дублера Кабкова в аварии т/х «Рассвет» были переданы следственным органам для привлечения Кабкова к уголовной ответственности. Дежурного диспетчера Калачевского участка Миронова за халатное отношение к служебным обязанностям, что способствовало аварии т/х «Рассвет», освободили от должности и направили на рядовую работу.

***

26-го апреля шкипером баржи № 314 Носоновым В. К. был отдан якорь без буйка, в результате после обрыва цепи отыскать и поднять якорь не представлялось возможным. Находившийся в это время на караване шкипер-наставник Зайцев не проверил оснащенность якоря буйком и буйрепом, не принял мер к отысканию якоря и отказался дать объяснение в судоходную инспекцию. За отдачу якоря без буйка с шкипера Носонова удержали одну треть оклада в частичное возмещение убытков стоимости утерянного якоря, а шкиперу-наставнику Зайцеву за непринятие должных мер по проверке оснащенности якорей буйками и буйрепами на барже № 314 объявили ВЫГОВОР.

***

В апреле аварийные случаи были также допущены 1-м помощником капитана Нечаевым на п/х «К. Гастелло», капитаном Поповым на п/х «М. Горький», 1-м помощником капитана Шувалкиным на п/х «А. Матросов», капитаном Красновым на т/х № 319 и другими судоводителями.

***

1-го мая 1-й помощник капитана п/х «Социализм» Макаров, находясь на вахте и подходя к Александровскому перекату, в 21.30, при недостаточной видимости плавучей обстановки, не принял мер, обеспечивающих безопасность прохода. Сомневаясь в правильности курса, не уменьшил ход, не применил наметки для уточнения глубин судового, не использовал прожектор и не вызвал капитана на мостик. В результате допущенной халатности буксируемые баржи были посажены на мель, от чего получили большие повреждения с выходом на продолжительное время из эксплуатации. Макаров был лишен выплат процентной надбавки за выслугу лет сроком на 3 месяца.

***

6-го мая списали в утиль портальные краны Таганрогского порта «Тейлор» и «Геббард».

***

11-го мая начальник пароходства издает приказ № 100 «Об улучшении перевозок и обслуживания иностранных пассажиров на вокзалах, дебаркадерах и пассажирских судах Волго-Донского пароходства». Этим приказам начальник пароходства дает срок до 15-го мая:

- обеспечить пассажирские суда, перевозящие иностранных пассажиров, мебелью, постельными принадлежностями, посудой высшего качества и инвентарем;

- закончить благоустройство пассажирских вокзалов, причалов, дебаркадеров и прилегающих к ним территорий, обратив особое внимание на оборудование залов ожидания мебелью и культинвентарем;

- обеспечить полностью членов экипажей судов, перевозящих иностранных пассажиров, форменным обмундированием;

- обеспечить рестораны, буфеты на пассажирских судах, вокзалах и дебаркадерах необходимым торгово-технологическим и холодильным оборудованием.

И вообще…, не до 15-го мая, а навсегда:

- расширить ассортимент обеденных блюд и продукции, продаваемых в ресторанах и буфетах на пассажирских судах, вокзалах и дебаркадерах;

- производить погрузку продтоваров и льда для пароходных ресторанов и буфетов через грузовые причалы портов и пристаней одновременно с общей погрузкой грузов;

- организовать киоски продажи книг, газет и журналов в портах Таганрог, Азов, Ростов, Цимла и на пристанях Аксай, Богаевская, Раздорская, Семикаракорская, Константиновская, Романовская, Калач, Павловск и Лиски.

Будем возить иностранцев, как нужно.

***

17 мая приказом № 115 пассажирский пароход «Роза Люксембург» (130 л. с., 200 пассажирских мест) был переименован в «Михаила Шолохова» согласно приказу ММ и МР № 205 от 08.04.1954 года. Это та "Роза Люксембург", которая работала на Верхнем Дону.

Пассажирский пароход «Михаил Шолохов» Волго-Донского речного пароходства. Фото из открытых источников.
Пассажирский пароход «Михаил Шолохов» Волго-Донского речного пароходства. Фото из открытых источников.

***

19-го мая приказом № 121 доведены до сведения работников ВДРП результаты ревизии Ростовского морского порта. Выявлено что:

- переплачено по командировкам 700 рублей;

- при отсутствии фонда начальника противозаконно израсходовано на встречу Нового 1953 года 1180 рублей за счет эксплуатационных средств;

- на оформления колоны демонстрантов 27-го октября 1952 года было выдано в безотчетное распоряжение председателя месткома товарища Прохоренко 400 рублей;

- мастеру котельного цеха механических мастерских порта Аксенову была необоснованно установлена процентная надбавка за выслугу лет с 15-го октября 1951 года при наличии перерыва в службе по сокращению штата более 1 месяца, не считая времени переезда.

***

19-е мая. Сообщается, что при проверке билетов на пристани Белая Калитва выявлено злоупотребление со стороны членов команды т/х «М-67», а именно: матрос Рубашкин продал вторично уже использованные билеты направления 3-й причал – Калитва в количестве 41 шт. на сумму 155 рублей 80 копеек. Билеты для вторичной продажи собрал и передал Рубашкину приемосдатчик пристани Белая Калитва Луганский И. Г. Сама продажа билетов была организована с разрешения и поощрения дублера капитан т/х «М-67» товарища Кузьмичева В. В. Материалы о злоупотреблениях Рубашкина, Луганского И. Г. и Кузьмичева В. В. были переданы Ростовскому транспортному прокурору.

***

25-е мая. Сообщается, что, как видно из постановления следователя Водного отдела милиции МВД Волго-Донского бассейна товарища Михайлова, 2-й помощник капитана п/х «Академик Виноградов» Дробыш В. Н. 20-го апреля 1954 года представил в Ростовский выплатной пункт доверенность на свое имя от капитана парохода товарища Падучева Ф. И. и расходный кассовый ордер № 1642 на 2000 рублей с поддельными подписями капитана. Несмотря на то, что заявление капитана на выдачу 2000 рублей не было заполнено и не было оформлено подписью капитана и печатью, а вместо заявления был неправильно заполнен расходный кассовый ордер № 1642 с поддельной подписью капитана Падучего Ф. Н. в том месте, где должна быть подпись главного (старшего) бухгалтера, начальник Ростовского выплатного пункта Бабиченко Т. Г. и кассир Сагакова В. Г. выдали Дробышу деньги 2000 рублей по явно дефектным документам, с которыми Дробыш благополучно скрылся. Бабиченко и Сагаковой объявили замечание. А Дробыш, как сказано выше, скрылся. Здесь нужно добавить, что в именной список при получении денег Дробыш внес 15 вымышленных фамилий и у старшего рулевого п/х «Ак. Виноградов» стырил шинель. Дробыш был пойман, предан суду и получил 7 лет лишения свободы за свои художества.

***

25-го мая начальник пароходства проводил анализ работы диспетчерских служб за истекший период 1954 года. Выходило, что диспетчерский аппарат пароходства и линейных участков не вел должного контроля за работой и обработкой флота на пристанях, не обеспечивал должной информацией порты-пристани о подходе судов и т. д.

В качестве примеров он приводил следующие случаи неэффективной работы диспетчерского аппарата. Например, 27-го апреля в 11.30 заместитель старшего диспетчера НДДУ (Нижне-Донской Диспетчерский Участок) т. Гаткевич сообщил Таганрогскому порту, что баржа № 1006, груженная камнем, 790 тонн, будет отправлена в Таганрог 27-го апреля в 20 часов за т/х «Тимирязев». Получив такое сообщение, Таганрогский порт поставил в известность получателя груза, который 28-го апреля в 6 часов утра подал автомашины в порт для разгрузки баржи. Но, как выяснилось того же числа в 9 часов утра, баржа № 1006 все еще находилась в Ростове-на-Дону и ехать пока не собиралась. Затем, 15-го мая пароход «Макаров» непроизводительно проследовал легкачем из Константиновской до Романовской. Далее, вследствие отсутствия деловой связи с клиентурой и незнания действительного положения дел на причалах клиентуры, по вине руководства Красноармейского райуправления допущены простои баржи № 1123 в течении 11 суток и баржи № 1018 в течении 6 суток, вместо 2 суток по плану. По причине отправления судов из Калача (ст. диспетчер товарищ Соснин) без соответствующей документации на Красноармейском рейде простоял пароход «Лебедев» в течении 20 часов. Отмечались также большие простои тоннажа под обработкой в Калаче. В Ростовском порту неправильно оформлялись дорожные документы на уголь, следуемый на Волгу, вследствие чего баржи простаивали на Красноармейском рейде при передаче их на Волгу. А дальше последовали выговора и предупреждения.

***

31 мая в ВДРП, в соответствие со сложившимся грузопотоком и путевыми условиями, устанавливаются следующие тяговые плечи, на которых закрепляется определенный флот и устанавливаются типовые составы:

- Ростов – Таганрог,

- Ростов – Шлюз № 1,

- Ростов – Романовская,

- Романовская – Цимлянский порт,

- Краснодонецкая – Шлюз № 1,

- Красноармейск – Пятиизбянская,

- Пятиизбянская – Цимлянский порт,

- Калач – Еланская,

- Лиски – Базки.

И вновь акцент смещается на метод толкания при буксировке составов. На этот раз идет разговор о массовом применении метода толкания на канале ВДСК и на всех участках реки Дон с общим охватом перевозок не менее 400000 тонн.

***

11-го июня, приказ № 163, объявлено, что капитанам, первым помощникам капитанам, вторым помощникам капитана, старшим рулевым и рулевым нижеперечисленной группы судов, не пользующимися услугами лоцманов на Цимлянском водохранилище, будет выплачиваться 10 % надбавка к окладу:

- пассажирские суда «Роза Люксембург», «Гражданка», «Правда» (эти суда работали на линии Сталинград – Ростов – Сталинград);

- буксирные теплоходы «И. Вазов», «Бестужев»;

- буксирные пароходы «Академик Карпинский», «Академик Богомолец», «Академик Виноградов», «Академик Лебедев», «Академик Скрябин», «Академик Астафьев».

Но это только в пределах водохранилища, за пределами водохранилища никаких надбавок.

***

18-го июня 1954 года была проведена проверка работы завода «Красный Моряк». Уже почти год этот завод находился в структуре ВДРП, и никаких выдающихся результатов. План первого полугодия (1954 год) завод не выполнил ни по валовой продукции, ни по выработке на одного рабочего. В зимнем ремонте заводом были надолго задержаны пароходы «Павлов», «Донбасс», баржи «Ачинск», «Туринск» и др. Сдача в июне месяце из капитального ремонта парохода «Красный Аджарец» была ошеломительно сорвана: на 1-е июня готовность этого парохода составляла всего 58,5 %, т. е. сделали чуть больше половины ремонтных работ.

За 5 месяцев 1954 года завод допустил перерасход фонда заработной платы против выполненного объема работ. В результате такой деятельности за первое полугодие вместо плановой прибыли в 222000 рублей, завод получил убыток в сумме 147000 рублей. На заводе систематически задерживалась выплата заработной платы рабочим. Имелись нарушения в вопросах оплаты труда и соблюдении штатно-финансовой дисциплины:

- в бухгалтерии заводоуправления содержалась сверх установленного штата бухгалтер Федорова, слесарю инструментальщику механического цеха установили незаконную доплату в размере 45 % (297 рублей) и т. д.;

- практиковалась совершенно нерациональная система сдельной оплаты труда конструкторско-сметной группы;

- рабочие наряды выдавались несвоевременно, закрывались не по выполнению работ, а перед начислением зарплат, отметка фактически отработанного времени производилась неправильно;

- наблюдались случаи увеличения норм времени против указанных в справочниках, что приводило к переплатам;

- были случаи оплаты неоформленных нарядов. Так калькулятору Нековалеву в апреле и мае месяцах оплачено 5 нарядов на сумму 1114 рублей, по которым работа не выполнена;

- премию за досрочный выпуск из зимнего ремонта баржи «Забава» в сумме 2315 рублей использовали не по назначению – пустили на пособия,

- материалы выписывались на объекты в больших количествах против того, что указывалось в ремонтных ведомостях,

- проводкой за декабрь 1953 года главный бухгалтер Рыкалов совершенно необоснованно снял в уменьшение прибылей перерасход по незавершенному капитальному ремонту п/х «Ростсельмаш» 114686 рублей,

- в нарушение закона отпущено материалов на сторону на сумму 7200 рублей;

- и так далее.

На заводе оказалась очень низкая производственная и трудовая дисциплина. Имели место факты появления отдельных работников на работу в нетрезвом виде, и нужных мер к нарушителям дисциплины руководством не принималось. Директор завода, как констатировалось, не вел должной борьбы за выполнение производственного плана и снижения себестоимости. Плохо работали бывшие моряки в речной системе, и пошли наказания.

***

21-го июня были оглашены результаты проверки судов специальной комиссией по вопросам состояния техники безопасности и промышленной санитарии:

- на теплоходах «М-55» и «М-67» из трех вахт, предусмотренных по штату, 1 вахта находилась на берегу в течении 10 суток, а две другие вахты несли дежурство по суткам;

- на теплоходе «Рассвет» матрос нес вахту в течение 2-х суток, а затем ему предоставили отгул на 4 суток;

- имелись случаи на отдельных судах, когда команды несли свои вахты не по четыре часа, как требовал Устав, а по шесть часов и более;

- на буксирных теплоходах «Бестужев», «БТ-301», «БТ-304», «БТ-309» и пароходах «Академик Карпинский», «Максим Горький», «Правда» и др. члены экипажей вызывались для авральных и аварийных работ в нерабочее время, а доплат за эти работы не получали;

- на пароходе «Правда» три малоопытных матроса инструктаж от капитана Мануева не получили. Здесь же работал кочегаром товарищ Игнатушкин К. Ф., у которого не оказалось удостоверения на право занятия этой должности;

- на п/х «В. Талалихин» (механик Проциков) в машине не оказалось специальной таблицы с надписью «Не проворачивай машину – человек в гребном колесе», на дверце гребного колеса не было предупредительной надписи и замка, предохранительный клапан парового котла не был опломбирован регистром;

- на буксирном пароходе «Академик Павлов» и пассажирском пароходе «Краснодар» пар для бытовых нужд команд подавался под давлением 13 атмосфер, минуя редуктор;

- на буксирном пароходе «Академик Карпинский» имелся один, да к тому же и неисправный трап, инструктаж по технике безопасности недипломированного состава судна не проводился и журнал инструктажа отсутствовал;

- на теплоходах «Бестужев» и «И. Вазов» заводами-изготовителями не были установлены защитные кожухи на шестернях буксирных лебедок и брашпилей, а капитаны этих судов (т. Комаров и т. Закомолдин) не предусмотрели установку этих кожухов во время зимнего судоремонта;

- 10-го мая с матросом «Фанагория» Антоновым произошел несчастный случай. Капитан этого парохода тов. Ершов не сообщил об этом случае в пароходство и не представил документы расследования;

- на буксирных пароходах «Капитан Гастелло» (капитан Кремнев), «М. Кутузов» (капитан Щеканов), «Г. Седов» (капитан Агафонов) и пассажирских пароходах «Роза Люксембург (капитан Кулыгин), «Правда» (капитан Мануев) жилые каюты команд находятся в антисанитарном состоянии. Отдельные члены команд в верхней одежде спят на койках;

- на буксирном теплоходе «БТ-309» (капитан Полубелов), грязно, проходы захламлены, в результате чего имел место несчастный случай.

***

-23

***

24-го августа появился приказ № 262 о результатах борьбы с безбилетными пассажирами. Оказалось, что еще имеются недостатки, еще есть над чем работать и куда расти.

Так, 10-го июля при контроле билетов на участке Константиновская – Кочетовская на пароходе «Правда» (капитан Мануев) в каютах 1-го и 2-го классов были обнаружены 4 пассажира с билетами 3-го класса без доплаты за переход из низшего класса в высший.

Проверкой поданного пассажирами заявления установлено, что старший проводник парохода Шодина 10-го июля получила от пассажиров Новиковой и Горбуновой по 40 рублей на доплату за переход из 3-го класса во 2-й класс от Сталинграда до Ростова и сдала их в кассу 11-го июля только после того, как пассажиры заявили ревизору о неполучении ими документов на сделанную доплату. Причину задержки денег, полученных от Новиковой и Горбуновой, Шопина отказалась указать в момент поимки на горячем месте и дала таковое только 24-го июля, когда ее прижал сектор контроля доходов.

11-го июля на пароходе «В. Маяковский» (капитан Добров) обнаружено три безбилетных пассажира и на пароходе «Роза Люксембург» (капитан Кулыгин) также обнаружено в служебных каютах три пассажира без билетов. Кроме этого, при ревизии билетной кассы выявлен излишек выручки 190 рублей, образовавшийся вследствие того, что помощник капитана Молоканов, принимая от пассажиров деньги за постельные принадлежности квитанции пассажирам не выдавал. Излишек выручки у Молоканова был выявлен также ревизией 19-го мая на сумму 200 рублей.

13-го июля на пароходе «Максим Горький» (капитан Бондарев) обнаружено в каюте 1-го класса один безбилетный пассажир, а в каютах 1-го и 2-го штурманов два безбилетных пассажира. Все пассажиры посажены на пароход с ведома капитана.

23-го июля, во время контроля билетов на пароходе «Роза Люксембург» в билетной сумке проводников 1-го и 2-го классов найдены непогашенные 210 квитанций, выдаваемых пассажирам при получении денег за постельное белье. Проверкой отчетности было установлено, что все обнаруженные квитанции по операционной отчетности уже были проведены, а следовательно, должны были быть выданы пассажирам. В тот же день проверкой наличия комплектов постельного белья на пароходе «Роза Люксембург» выявлен излишек трех комплектов белья.

Отличились также в этом году и другие члены экипажей судов и по другим поводам:

- капитан «БТ-157» Сонин, на которого не подействовали неоднократные замечания и предупреждения, продолжал систематически пьянствовать, в частности 29-го 1954 года находился в таком опьяненном состоянии, что не мог выйти в рейс, чем окончательно дискредитировал себя как командир судна;

- капитан «БТ-303» Строк М. Я. к исполнению служебных обязанностей относился халатно, воспитанием членов команды не занимался, «идейно-теоретически знаний» не повышал и пьянствовал. 29-го июля капитан Строк за грубое нарушение трудовой дисциплины был осужден товарищеским судом;

- первый помощник капитана «БТ-308» Чижиков В. В., отпущенный 10-го августа капитаном теплохода за получением зарплаты для экипажа, получив деньги, на теплоход не явился, в течение 4-х дней пьянствовал и растратил деньги, оставив команду судна без зарплаты;

- первый помощник капитана «Академик Карпинский» Омельченко Ф. И. и первый помощник капитана «БТ-309» Ясинецкий С. И. в пьяном видя явились на п/х «Гражданка», где учинили драку, избив первого помощника капитана «Гражданки» товарища Лыкова. Нанесли оскорбление пассажирам, членам команды и другим должностным лицам;

- капитан п/х «Академик Крылов» Любиев М. П. и старший помощник того же парохода Кузьмичев В. В. воспитательную работу с личным составом судна не организовали. На судне образовалась обстановка безответственности, коллективное питание на судне должным образом не организовано, книга приказов на судне не велась, записи в путевой журнал делались небрежно, судно было грязное, и дисциплина пала. 2-й помощник капитана Яворский И. И., получив 9-го августа для команды деньги, в течение 5 дней пьянствовал, на судно явился, растратив часть денег, подлежащие выдаче команде;

- капитан п/х «Академик Богомолец» Цибулин Г. М. и механик Денисов А. Д. не выполнили распоряжение старшего диспетчера пароходства товарища Сергиенко о выходе в рейс, объяснив срыв рейса болезнью 1-го помощника механика, тогда как судно, имея 2-го помощника механика и дублера помощника механика, могло выйти в рейс;

- особенно неудовлетворительным состоянием дисциплины отметился пароход «В. Маяковский». Там и панибратство, и групповые пьянки. 12-го августа 2-й помощник капитана Молоканов В. В. и электрик Минаков П. Ф., совместно с работниками ресторана, напившись пьяными, оскорбляли капитана Доброва, вели себя недостойно чем и вызвали возмущение пассажиров.

***

14 октября ВДРП получает пожарную автомашину от Горьковского автозавода.

***

В октябре этого года флот ВДРП передается на балансы судоремонтных заводов и мастерских, а также портам – образуются ремонтно-эксплуатационные базы. Ниже показаны фото списков судов, закрепленных за РЭБ и портами, а заодно можно посмотреть и на состав флота ВДРП на октябрь 1954 года.

I. Флот Калачевской РЭБ:

-24
-25

II. Флот плавмастерской шлюза № 1 (филиал РЭБ «Красный Флот»):

-26

III. Флот РЭБ «Красный Флот»:

-27
-28

IV. Порт Ростов-на-Дону:

-29
-30

V. Флот Цимлянского порта:

-31

VI. Флот Калачевского порта:

-32

VII. Флот Азовского порта:

-33

VIII. Красноармейское Райуправление:

-34

IX. Лискинское Райуправление:

-35
-36

X. Флот Аксайской РЭБ:

-37
-38
-39
-40
-41

***

17-го октября, во второй половине дня, главный бухгалтер пристани Калач товарищ Зенков И. Н. самовольно, без разрешения начальника пристани Калач товарища Чернова М. В., ушел с работы и не возвратился на работу до конца рабочего дня. Учитывая, что Зенков И. Н. нарушал трудовую дисциплину уже не первый раз и что приказом начальника пристани от 27-го сентября 1954 года за № 130 ему уже объявлен ВЫГОВОР за самовольный уход с работы 15-го сентября 1954 года, на этот раз начальник ВДРП наказал Зенкова И. Н. СТРОГИМ ВЫГОВОРОМ.

***

В начале октября 1954 года из Азовского порта на работу в Калач были командированы две бригады грузчиков: бригада № 1 в количестве 14 человек (бригадир Недопаров А. Э.) и бригада № 2 в количестве 11 человек (бригадир Неговелов Ф. М.). 18-го октября, согласно распоряжению члена коллегии МРФ товарища Николина А. В., эти две бригады были направлены уже из Калача в Сталинградский порт для оказания помощи по разгрузке судов. Прибыв в Сталинградский порт 18-го октября в 19 часов, бригады покрутилась в большом городе пару часов, а затем направились на железнодорожный вокзал, сели в поезд и отбыли в родные Палестины – город Азов. Как говорится, «дым отечества нам сладок и приятен» – неуютно почувствовали себя азовчане в Сталинграде. Недопарову А. Э. объявили всего лишь ВЫГОВОР, а Неговелова Ф. Н. сняли с работы бригадиром.

***

25 ноября получено две открытые озерные баржи (1800 тонн) от Горьковского завода первого Главного Управления МСП.

***

04 декабря 1954 года, приказ ВДРП № 476, «О проведении испытания теплохода «И. Вазов» в ледяных условиях Цимлянского водохранилища в зиму 1954 – 1955 годов».

Ледорез «И. Вазов».
Ледорез «И. Вазов».

Много лет тому назад, когда я еще был «маленьким» на флоте (1970-х годов), я был свидетелем воспоминаний двух старших товарищей о ростовских ледоколах, коих уже давно не было и в помине в наших краях. Первым шел портовый ледокол «Фанагория». Ему, как старику, досталось меньше – он был обществом признан «никудышним» ледоколом, который постоянно застревал во льдах, и чаще приходилось именно его вытаскивать из плена. А затем принялись за ледорез «И. Вазова». Ну, этому досталось! Досталось и его конструкторам, и я узнал о его необычайных конструктивных особенностях носовой части: полагалось, что он должен был вскрывать ледовые поля, как советская «открывашка» с деревянной ручкой консервную банку, но у «И. Вазова» резать лед не очень получалось – носовая часть углублялась, а корма всплывала. В общем, то, что было задумано в кабинетах, на практике работало плохо и мало чем отличалось от колки льда не ледокольными судами – он застревал во льдах. Но слово «открывашка» так засело в моей голове, что я и представлял тогда форму носовой части ледореза, в виде консервного ножа, упомянутого выше.

А если по серьезному, то «причин несколько. Первое: при работе во льдах сие сооружение в носовой части корпуса явно погружается на большую, чем остальной корпус, осадку. А река – это всегда нехватка глубин. Второе: река – это всегда дефицит пространства. С таким выступом в подводной части ни к берегу подойти, ни к другому судну. А при маневрах по растаскиванию каравана, например, можно и баржонку какую-нибудь проткнуть нечаянно...». (Откуда цитата – не помню, но полностью согласен).

***

Фамилии руководителей предприятий ВДРП:

- Начальник Ростовского морского порта товарищ Пашкевич,

- Начальник Таганрогского морского порта товарищ Фортученко,

- Начальник Красноармейского районного управления товарищ Качалин,

- Начальник Цимлянского районного управления товарищ Янин,

- Директор Аксайских СРМ товарищ Дубравин,

- Главные инженеры: ВДРП товарищ Ростковский, завода «Красный Моряк» товарищ Бахарев, завода «Красный Флот» товарищ Ловердо.

***

В этом году ВДРП получило 5 единиц незаменимых тружеников речных и морских портов - рейдовых буксиров-толкачей "РБТ". За их труд и труд людей, которые на них работали, им всем нужно поставить памятник..., прямо на нашей набережной. Они уж этого точно заслужили.