Найти в Дзене

Танк Т-80: дальнейшая модернизация

Т-80У Т-80 уже при СССР стал легендой. Его самая совершенная модификация Т-80У расшифровывалась не только как "Усовершенствованный", но и "Устинов". Легендарный министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов настаивал именно на танке с газотурбинным двигателем. В то время оглядывались на газотурбинный прототип будущего "Абрамса" от "Крайслера" , а для СССР было важно не отстать. Правда, впоследствии американцы во время операции "Буря в пустыне" хлебнули лиха со своими "Абрамсами". Если "Брэдли" приезжали на пункт заправки с заполненными наполовину или на две трети баками, то "Абрамсы" сжигали все топливо за три часа. Т-80Б В СССР газотурбинный танк потреблял топлива больше всех советских танков и почти в 2 раза больше, чем Т-72. Сразу после принятия на вооружение Т-80 прошли сравнительные испытания его и его конкурентов Т-64А, Т-64Б и Т-72. Зная о "фаворите" конкурса Т-80 шли не плотной колонной, в растягивались что давало возможность работать ГТД на оптимальных режимах. Тем не мен

Т-80У
Т-80У

Т-80 уже при СССР стал легендой. Его самая совершенная модификация Т-80У расшифровывалась не только как "Усовершенствованный", но и "Устинов". Легендарный министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов настаивал именно на танке с газотурбинным двигателем.

В то время оглядывались на газотурбинный прототип будущего "Абрамса" от "Крайслера" , а для СССР было важно не отстать.

-2

Правда, впоследствии американцы во время операции "Буря в пустыне" хлебнули лиха со своими "Абрамсами". Если "Брэдли" приезжали на пункт заправки с заполненными наполовину или на две трети баками, то "Абрамсы" сжигали все топливо за три часа.

В СССР газотурбинный танк потреблял топлива больше всех советских танков и почти в 2 раза больше, чем Т-72.

Сразу после принятия на вооружение Т-80 прошли сравнительные испытания его и его конкурентов Т-64А, Т-64Б и Т-72.

-3

Зная о "фаворите" конкурса Т-80 шли не плотной колонной, в растягивались что давало возможность работать ГТД на оптимальных режимах.

Тем не менее в этих конкурсах неизменно Т-80 побеждал всегда всех... по потреблению топлива. Расход топлива на пересечённой местности достигает 790 л на 100 км, по шоссе конечно поменьше.

Есть конечно вариант снижения потребления топлива оптимизировать подачу горючего на малых скоростях и установить дополнительный вспомогательный маломощный двигатель, он будет работать на холостом ходу. И это все внедряли!

Американцы на своем новом "Абрамсе X" решили установить дизель-электрическую силовую установку. Потребление топлива по сравнению с ГТД упадет вдвое. К тому же на аккумуляторах танк будет тихо подкрадываться к противнику.

У РФ долгое время не было денег, а, главное, желания развивать танкостроение.

Реформаторы 90-х гг. посчитали, что "дешевле" сэкономить на ВПК, хотя при продаже оружия, а особенно сохранившемуся блоку стран Варшавского договора страна могла отлично заработать. Даже начали зарабатывать, пошли продажи тех же МиГ. Причем оружие можно было или продавать или обменивать на сырье развивающихся стран.

В начале 1990-х гг. началась мировая грандиозная модернизация вооружений. С аналогового оборудования переходили на цифровое, внедрялись тепловизоры и глобальные системы позиционирования.

Мог ли СССР принять участие в новой гонке вооружений? Мог и с большими шансами не успех.

В СССР в Зеленограде готовили "ответ Интел", центр информатики и электроники.

-4

Но власть 90-х гг превратила ЦИЭ в мертвый город.

-5

Были наработки по тепловизорам.

Ещё в 1982 г. появился тепловизионный прицел "Агава". Он военных не устроил из-за своей дальности.

"...к 1990 г. появилась "Агава-2" Т01-П02. У нее было 256 чувствительных элементов и дальность до 2 900 м.

В производство прицел отправили в 1991 г., его успели получить только несколько десятков Т-80У".

В настоящее время есть лицензионное производство французских тепловизионных матриц и отечественные разработки КМЗ. То есть нужно было просто добавить инвестиций отрасли.

Т-80У на начало 1990-х гг был пиком советских технологий. Одним из лучших в мире.

Бронирование башни с применением новейшей технологии с ячейками с полиуретаном.

-6

Верхнюю лобовую деталь перебрали. И не один раз.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_660483abcee936187188998a_6605c383b229214ee3e46e80/scale_2400
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_660483abcee936187188998a_6605c383b229214ee3e46e80/scale_2400

У Т-80 появился режим "Дубль", командир мог стрелять из пушки со своего места, как у " Леопарда-2".

-8

Шведы хотели купить себе Т-80У, но всё-таки остановились на "Леопарде-2".

Они отметили, что ночью советский танк использовать затруднительно из-за неважных ночных прицелов. Хотя в другом источнике про плохие ночные прицелы ни слова.

У Т-80 была довольно успешная экспортная судьба.

-9

В южную Корею Т-80У попали в уплату советских долгов.

Полулегально танк отправили в Англию и США для изучения.

-10

Купил Т-80У в значимых количествах Кипр.

Пакистан купил у Харькова их Т-80УД.

-11

Была и версия Т-80Б и БВ, они были послабее, чем У.

Т-80Б принят на вооружение в 1978 г. по комплексу вооружения танк унифицирован с Т-64Б. Правда зенитный пулемет дистанционно не управлялся.

Броня башни как у Т-72А с наполнителем "песчаные стержни". Верхняя лобовая деталь как у Т-64. Позднее сделали дополнительную наварку листа брони на лоб корпуса.

С первой половины 1980-х гг. верхнюю лобовую деталь сделали пятислойной.

На этом не остановились и появился Т-80БВ. Бронирование башни как у Т-80Б. У комбинированной броне (5 слоев) верхней лобовой детали добавили динамическую защиту "Контакт-1".

-12

На Т-72Б остановились на броне типа "отражающие листы" или NERA. Это чередующиеся слои стали и резины.

Важным подспорьем стала динамическая защита "Контакт-1", а затем "Контакт-5".

На старых Т-55 даже установили активную защиту "Дрозд", для основных боевых танков готовили "Арену" и "Дрозд-2".

Но произошел развал СССР.

Из-за отсутствия инвестиций развитие брони и самих конструкций танков прекратились на долгие годы.

В 1992 г. инерционно даже пытались избавиться от боеукладки в корпусе.

По идее танк будущего получил бы нормальный АЗ в корме развитой башни.

Сейчас есть патент на АЗ в корме башни на 44 выстрела!

-13

Правда, для него нужны модернизированные унитарные выстрелы.

Сейчас выстрел разделен на снаряд и заряд.

У западных танков 120-мм выстрелы унитарные.

Когда у России стали активно покупать нефть появились деньги и танки.

Перспективный проект танка Т-95 забросили. Его удешевления версия Т-14 "Армата" тоже в войска не пошла.

Остановились на модернизации Т-72Б и вяло выпускали Т-90М.

Со временем для арктических условий понадобился Т-80БВ, его модернизируют до уровня Т-80БВМ, он получает новые ночной тепловизионный прицел, радиостанцию, более мощный двигатель и пушку.

-14

Тем не менее видно, что Т-80У имеет более эффективное бронирование башни.

Но их в запасах почти нет и восстанавливают с хранения старые Т-80БВ.

Направления перспективных работ на 2025 г. и далее, по моему мнению следующие: переход на унитарный 125-мм выстрел, АЗ в корме башни, бронирование "отражающими листами", вспомогательный двигатель и/или аккумуляторы.

Спасибо за прочтение.

***

Возьми дебетовую карту от Т-банка по моей ссылке и получи 500 рублей!

Закажите дебетовую карту Black и получите 500 рублей

***

Привет, это Альфа-Банк. Дарим 500 ₽ за оформление Альфа-Карты по ссылке и до 100% кэшбэка в Золотом Яблоке до 4 января 2026 г.: https://alfa.me/VIbjY4

Альфа-Карта — это бесплатное обслуживание, кэшбэк каждый месяц и много классных предложений от наших партнёров ❤️