Найти в Дзене
Галина Мерзликина

Тоска, песок, бирюза, платки и тазики: как современное искусство показали на биеннале в Бухаре

Первая Бухарская биеннале «Recipes for Broken Hearts» «Рецепты для разбитых сердец» стала событием, которое, без преувеличения, открывает для Узбекистана совершенно новую культурную эпоху.  В стране, где современное искусство ещё недавно существовало точечно и редко выходило в публичное пространство, появление столь масштабного, продуманного и выстроенного проекта стало не просто жестом — а чётким сигналом о взрослении и амбиции национальной культурной сцены. Размещенная в старинных медресе и караван-сараях Бухары, биеннале объединила мастеров, художников, архитекторов и исследователей. Их взаимодействие превратило древний город в живую ткань смыслов, где прошлое и настоящее не спорят, а нежно и уверенно поддерживают друг друга. Особенно поразила внимательность художников к локальной материальности и визуальным традициям: казалось, что вместо стремления «привнести» современность, они стремились услышать город, ощутить ритм его дворов, орнаментов и повседневных предметов. Этот проект, к

Первая Бухарская биеннале «Recipes for Broken Hearts» «Рецепты для разбитых сердец» стала событием, которое, без преувеличения, открывает для Узбекистана совершенно новую культурную эпоху. 

В стране, где современное искусство ещё недавно существовало точечно и редко выходило в публичное пространство, появление столь масштабного, продуманного и выстроенного проекта стало не просто жестом — а чётким сигналом о взрослении и амбиции национальной культурной сцены.

Размещенная в старинных медресе и караван-сараях Бухары, биеннале объединила мастеров, художников, архитекторов и исследователей. Их взаимодействие превратило древний город в живую ткань смыслов, где прошлое и настоящее не спорят, а нежно и уверенно поддерживают друг друга.

Особенно поразила внимательность художников к локальной материальности и визуальным традициям: казалось, что вместо стремления «привнести» современность, они стремились услышать город, ощутить ритм его дворов, орнаментов и повседневных предметов.

Этот проект, курируемый Дианой Кэмпбелл, реализован при поддержке Uzbekistan Art and Culture Development Foundation под началом Гаяне Умеровой.  

Художники вели с городом полноценный  с диалог, позволяя архитектуре звучать вместе с искусством.

Большинство работ биеннале создавалось зарубежными художниками в сотрудничестве с местными мастерами.

Для молодых художников Узбекистана это стало редкой возможностью увидеть международные практики современного искусства в реальном масштабе, погрузиться в них и стать их частью.

Бухарская биеннале не просто связала прошлое и будущее — она сделала это очень тактично и дипломатично, сохраняя культурную идентичность города и расширяя её.

Президент Узбекистана поддержал проект официальным указом, закрепив биеннале как регулярное событие (каждые два года).

Если говорить о том, что понравилось больше всего, я поймала себя на мысли: что выделить один объект почти невозможно. Многие работы считывались на уровне эмоции: как лёгкая грусть по ускользающему наследию, по тем традиционным объектам и практикам, которые ещё недавно были частью повседневности, а сегодня требуют бережного возвращения в обиход. Благодаря медиаторам диалог с искусством стал более осмысленным, хотя многие концепции, казались «притянутыми».

Особенно хочется отметить следующие объекты:

Blue Room

Абдулвахид Бухорий (Бухорий) и мастер-латунщик Джурабек Сиддиков создали полностью керамическую комнату в медресе Гавкушон. Бирюзовые плитки, покрывающие стены, пол и потолок, и медная люстра в форме рыб превращают пространство в тихий суфийский омовенный зал — место исцеления, созерцания и внутренней воды.

«Тоска» (Longing)

Текстильная инсталляция дуэта Hylozoic/Desires (Химали Сингх Соин и Дэвид Soin Tappeser) и мастера Расулжона Мирзаахмедова — километровое полотно икат, натянутое вдоль высохшего канала Шахруд. Полотно, движимое ветром, напоминает о воде, памяти, пути и утрате — и о том, что утраченные реки всё ещё живут в коллективном сознании.

«Тысяча молитв» (A Thousand Prayers)

Работа Жазгуль Мадазимовой из сотен женских платков, связанных между собой, развевается в воздухе, становясь образом дракона — символом женской силы, молитв, незримой поддержки и устойчивости. Эта инсталляция — тонкий и мощный жест признания роли женщин в сохранении культурного ядра региона.

«Salt Carried by the Wind»

Одна из центральных инсталляций Subodh Gupta, созданная совместно с узбекским мастером Бахтияром Назировым. Павильон, собранный из советской эмалированной посуды и расписанных национальных тарелок, превращает знакомые бытовые предметы в поэзию памяти. Это пространство — словно дом, который несёт с собой каждый путешественник, как вкус детства, как запах кухни, который всегда возвращает к истокам.

Биеннале показала: современное искусство не обязательно должно быть резким или конфликтным, чтобы быть значимым. Оно может действовать иначе — через точность, уважение к контексту и искренний интерес к людям, которые живут внутри этой культуры.

Для страны, только начинающей выстраивать свою современную художественную экосистему, Бухарская биеннале стала не просто культурным событием — а платформой роста, совместного опыта и новой уверенности.

И именно эта уверенность, это чувство «мы можем», эта тихая, но ощутимая культурная сила — главный результат.

Лично для меня биеннале стала настоящим открытием. И да — мне очень понравилось!

Blue Room
Blue Room

-2

-3

-4

-5