Найти в Дзене

Запись фортепиано в небольшой комнате

Записать фортепиано в небольшой комнате — задача непростая. Как правило, этот инструмент любит воздух, пространство и правильную акустику. Даже компактная студия способна выдать по-настоящему живое и выразительное звучание. Рассмотрим пару фундаментальных принципов. Во-первых, контроль отражений. Малое помещение часто либо звенит, либо даёт мутный низ, либо богато на другие паразитные артефакты. Используем панели, басовые ловушки, ковры, плотные шторы — всё, что поглощает основной диапазон средних и высоких частот. Также помним про крышку фортепиано — даже простая регулировка «открыта / закрыта / наполовину» меняет баланс и глубину звука. • Выбор микрофонов. Если комната далека от идеала, делаем акцент на близкое размещение. Универсальное решение — пара узкомембранников в стереопаре XY или ORTF, например, Октава MK-012, прямо над молоточковой механикой. Это даст точность и фокус.
Если хочется сделать тембры шире и богаче — AB-пара на расстоянии от полутора метров. Для получения мягкост

Записать фортепиано в небольшой комнате — задача непростая. Как правило, этот инструмент любит воздух, пространство и правильную акустику. Даже компактная студия способна выдать по-настоящему живое и выразительное звучание.

Рассмотрим пару фундаментальных принципов.

Во-первых, контроль отражений. Малое помещение часто либо звенит, либо даёт мутный низ, либо богато на другие паразитные артефакты. Используем панели, басовые ловушки, ковры, плотные шторы — всё, что поглощает основной диапазон средних и высоких частот. Также помним про крышку фортепиано — даже простая регулировка «открыта / закрыта / наполовину» меняет баланс и глубину звука.

• Выбор микрофонов. Если комната далека от идеала, делаем акцент на близкое размещение. Универсальное решение — пара узкомембранников в стереопаре XY или ORTF, например, Октава MK-012, прямо над молоточковой механикой. Это даст точность и фокус.
Если хочется сделать тембры шире и богаче — AB-пара на расстоянии от полутора метров. Для получения мягкости и теплоты, выраженной низкой середины, используем ленточные микрофоны, идеальный кандидат — МЛ-52-02. В остальных случаях — МКЛ-5000 в режиме круга или «восьмёрки».

• Размещение.
Идеальный старт — микрофоны на расстоянии 20-40 сантиметров над струнами, ближе к молоточкам, но не прямо над ними, ищем баланс между атакой и телом звука. Обращаем внимание на положение инструмента. Если фортепиано стоит у стены, то отодвигаем его хотя бы на полметра, чтобы уменьшить отражения и бубнение.

Важно: не боимся экспериментировать, пробуем направить один микрофон к низким струнам, другой — к высоким или добавить третий — эмбиенсный микрофон, чтобы захватить атмосферу комнаты. С этой ролью справится ламповый МКЛ-5000, пробуем разные режимы направленности.

-2

На этапе сведения контролируем низкую середину и высокие области спектра, в них часто много лишнего. Также можно добавить короткий ревер, буквально 0.8 - 1.2 секунд, чтобы ощущение пространства, которого не хватало при записи, стало более проявленным.

В заключении упомянем главное — не нужно стремиться сделать малую комнату большой и чересчур объёмной. Звук должен оставаться интимным, близким и живым. В этом и есть уникальный характер, шарм и достоинство этого помещения.