Найти в Дзене
Доктор Лесков

Распределение? Да идите вы...

Молодой доктор после института получил распределение в деревню. Обстановка в кабинете – крашеный стол, кушетка и стеклянный шкаф, в котором приютились початая бутыль йода и пожелтевшие таблетки анальгина. Вот смотрит доктор в окно, вспоминает, как мечтал заниматься микрохирургией, ездить на международные конгрессы… За окном – серый дождичек, голые деревья, трактор ржавеет… И вдруг входит старушка. - Милок, ты, что ли, доктор? - Ну я – вздыхает молодой специалист. - Ой, милок, у меня там не хорошо, там нехорошо… - Да где нехорошо-то бабка? – начинает раздражаться врач. - Ой, милок, у меня в ж… нехорошо… Доктор вздохнул, открыл историю болезни и говорит: - Да что, бабка, тут может быть хорошего? (Советский анекдот) Свершилось! Принят закон об обязательной отработке (наставничестве, распределении – нужное подчеркнуть) выпускников медицинских ВУЗов. Отныне все поедут поднимать здравоохранение, куда Родина при
Оглавление

Молодой доктор после института получил распределение в деревню. Обстановка в кабинете – крашеный стол, кушетка и стеклянный шкаф, в котором приютились початая бутыль йода и пожелтевшие таблетки анальгина. Вот смотрит доктор в окно, вспоминает, как мечтал заниматься микрохирургией, ездить на международные конгрессы…

За окном – серый дождичек, голые деревья, трактор ржавеет… И вдруг входит старушка.

- Милок, ты, что ли, доктор?

- Ну я – вздыхает молодой специалист.

- Ой, милок, у меня там не хорошо, там нехорошо…

- Да где нехорошо-то бабка? – начинает раздражаться врач.

- Ой, милок, у меня в ж… нехорошо…

Доктор вздохнул, открыл историю болезни и говорит:

- Да что, бабка, тут может быть хорошего?

(Советский анекдот)

Свершилось! Принят закон об обязательной отработке (наставничестве, распределении – нужное подчеркнуть) выпускников медицинских ВУЗов. Отныне все поедут поднимать здравоохранение, куда Родина прикажет. Нет врачей в деревне – теперь будут. Отныне не надо заманивать выпускников выплатами, программами типа «Земского доктора», служебным жильем и прочими подъёмными. Приказали – поедешь. Не поедешь – на штраф, который ты выплатишь, можно будет еще один ФАП на селе открыть. В общем, благодать так и разливается…

А КАК ЖЕ ЛЮДИ?

На возмущенные крики врачей чиновники и некоторые пользователи (что греха таить) Дзена отвечают с выражением Саввы Игнатьевича из «Покровских ворот» (помните: «живут не для радости, а для совести»): «Люди! А как же – люди?!»

Ну ладно. Хотите по гамбургскому счету – извольте. Только чтобы потом без обид, ладно?

  • Дороги в провинции знаете, какие? А как же люди?
  • Закрываются школы. А как же люди?!
  • Сокращаются рабочие места. А как же люди?

Долго ждать ответа?

Как вы думаете, кто за это должен ответить? У кого было до черта времени и денег, чтобы привести все это в порядок?

Знаете? Я тоже.

Самое интересное, что так называемое «распределение» ни к чему не приведет. Да, кого-то удастся заставить поехать отрабатывать. Но не всех. Если 18-летние мальчишки находят способы уклониться, то люди с высшим образованием, пусть и молодые, будут делать это виртуозно. Будут искать лазейки, консультироваться с юристами. А некоторые – самые умные и самые талантливые – просто уедут. И правильно сделают.

Три «А». Английский, Апостиль, Акваланг и окно на границе.

Давайте оставим эмоции.

ЗАКОН, КОТОРЫЙ ПИСАЛИ ДИЛЕТАНТЫ

Как говорил мой пациент (неплохой, кстати, юрист) «Такое впечатление, что закон писали подростки, отчисленные из колледжа полиции».

Во-первых, распределять будут уже выпускников 2026 года. То есть люди поступали в институт совсем на других условиях, а сейчас должны будут поехать непонятно куда только потому, что законодателям захотелось показать народу, что они о нем заботятся.

Нельзя менять правила по ходу игры. Как говаривали в 90-е, «так не делается». (Еще говорили, что «за базар надо отвечать» - это сюда же).

Во-вторых, механизма подписания договоров на работу в законе нет никакого. То есть абитуриент обязан подписать некий «договор» с будущим работодателем, но как этого работодателя найти, что это будет за договор, как он должен быть подписан – про то закон умалчивает. Забыли прописать. Подростки, что с них возьмешь…

В-третьих, студенты мединститутов учатся шесть лет. За это время многое может произойти – например, исчезнуть будущий работодатель. Оптимизируют, посадят, наконец, главврача, наконец, просто крыша обвалится, как иногда случается с провинциальными поликлиниками…

Ну и в-четвертых, наставничество. Кто будет наставниками? Участковые доктора, которые тянут по три участка? А на каких условиях? Никаких механизмов дополнительных выплат за это наставничество тоже не прописано. Значит, опытные врачи будут бегать от этого самого наставничества как черт от ладана…

Зато что прописано детально и четко – штрафы за уклонение от распределения.

Нет, уж лучше сразу заказывать апостиль и учить английский.

ЧТО ЖДЕТ ВРАЧЕЙ ПОСЛЕ ОТРАБОТКИ ТРЕХ ЛЕТ

Сторонники распределения говорят, что, поработав в глубинке врач приобретет какие-то эксклюзивные навыки и опыт. Когда-то так и было, но в наше время все поменялось. От этих знаний и опыта главврачи клиник в крупных городах будут отмахиваться всеми силами. Работал на периферии – молодец, работай и дальше, а к нам ВОТ С ЭТИМ ВОТ ВСЕМ – не надо!

Не так давно я консультировал даму, которую где-то в Тверской области прооперировали по поводу кисты в верхнечелюстной (то есть гайморовой) пазухе. Оперировали ее тем способом, который был доступен в районной больнице – то есть врач приподнял пациентке верхнюю губу, пробил отверстие в гайморову пазуху долотом и удалил все, что было нужно удалить. Операция эта была разработана американскими хирургами Калдуэллом и Люком в 1902 году.

Все бы ничего, но пациентка стала жаловаться на боль в скуловой области, а потом ей изрядно разнесло щеку. Стоматолог сказал – «это не мое». В дорогой частной клинике пациентке сделали эндоскопию носа и заверили, что с гайморовой пазухой у нее все в порядке. А я – как мне показалось – что-то нащупал при пальпации и отправил пациентку на КТ.

Там оказалось, что оперировавший ее хирург неправильно уложил ткани над тем отверстием, которое он пробил в пазуху. Образовался так называемый «карман», а в нем развилось воспаление. Понадобилась повторная операция, по счастью, не такая объемная, как в первый раз.

Мораль: такое осложнение было бы попросту невозможным, если бы в районной больнице можно было бы удалить кисту при помощи шейвера и под контролем эндоскопа (такая методика называется FESS – функциональная эндоскопическая хирургия придаточных пазух). Но – оборудования не было, навыков не было, а пациентка с ее проблемой – была. Вот и пришлось прибегнуть к методу, разработанному в 1902 году.

А метод подвёл.

P.S. В новостях уже появились десятки сообщений о массовом отчислении студентов старших курсов медвузов. Минздрав, разумеется, все отрицает (ага, а мы верим). Что делать с этим отчислением, пока никто не знает.

Спросите у доктора Лескова. Заметки детского ЛОР-врача