Когда не попал в Талион-отель...
В крайний свой приезд в Питер хотел посетить особняк Елисеевых – так называемый Талион-отель. Там проводят экскурсии по предварительной записи, но не каждый день, так что не попал на нужную дату.
Причем говорят, что там идет смена собственника, так что вскоре экскурсии могут вовсе отмениться. Ходят слухи, что за Талион-отель запросили 20 миллиардов, но потом скинули цену до 5, и все равно пока покупатель не найден.
Тоже на уровне слухов, что Елисеевский магазин на Невском проспекте в последние годы принадлежал Пригожину (тому самому повару Путина, главе Лахтинских троллей и наемников из числа ЗК в ИК). Вот туда на экскурсию я и попал.
Причем очень удачно: вечером я был один, так что милая девушка за те же деньги провела фактически индивидуальную экскурсию.
Очень интересно: хотя много читал и слышал про Елисеевых, узнал много нового для себя, так что рекомендую к посещению.
Начать с того, что встреча с гидом происходит… нет, не у фонтана, который тоже там был когда-то, а у рояля! Верней, у действующего механического пианино, как из старого советского фильма по мотивам произведений Чехова. Оно реально может воспроизвести любой кавер на современную или старинную композицию, достаточно его запрограммировать.
Как известно, Елисеевы были выходцами из Ярославской губернии, которая до революции стандартно снабжала Питер трактирщиками.
Историк Лев Лурье в своей книге «Питерщики» подробно описал специализацию всех губерний: рязанцы содержали ренсковые погреба (питейные заведения), тверичи шли в рабочие заводов Выборгской стороны и т.д.
Но «не все так однозначно». Когда первые Елисеевы прибыли в Северную столицу, у них уже был капитал, достаточный для аренды торговых помещений и закупки товара. То есть в данном случае нельзя сказать, что бедные крестьяне приехали из провинции на завоевание столицы.
Другое дело, что тот же Лурье указывает, как сильно была развита система землячеств и как их члены помогали друг другу, прежде всего трудоустройством, беспроцентными или льготными ссудами, жильем и т.д. Не исключено, что и Елисеевы составили свой капитал с помощью земляков.
И даже в последние годы работы их магазинов перед революцией 1917 года там трудилось множество близких родственников, хотя многие из них носили иные фамилии, нежели Елисеевы.
Во многих частных компаниях современной России сейчас такая же ситуация. Не секрет, что и в отечественных госорганах кумовство тоже цветет и пахнет.
Елисеевы прославились прежде всего роскошью своих магазинов и эксклюзивными поставками премиальных продуктов питания. У них был свой торговый флот, который доставлял в Питер различные «колониальные товары».
Они, возможно, первыми в России придумали курьерскую доставку: в составе магазинов был свой «отправочный двор», который выполнял заказы дворян, купцов и чиновников.
Они также додумались до системы наблюдения за торговым залом.
Например, в магазине на Невском была специальная верхняя галерея с оборудованными сиденьями, с которых мальчики следили за покупателями и персоналом.
Кроме того, Елисеевы опять же, наверное, первыми в России реализовали концепцию торгово-развлекательного центра. Если на первом этаже был магазин, то на втором – варьете, а на третьем – ресторан.
Второй этаж и в наши дни занимает театр, куда можно попасть по билетам, а третий доступен только для сотрудников театра, разместившего там свои технические помещения.
Небольшой бар-ресторан и в наши дни работает в цокольном этаже Елисеевского на Невском. Там же через стеклянную перегородку можно наблюдать процесс изготовления кондитерских и иных изделий.
Конечно, всех интересует вопрос современных потомков Елисеевых. Они, безусловно, есть. Но, как рассказала экскурсоводша, если они и посещают магазины своих предков, то особо не «светятся».
Так бывает не со всеми. Например, во дворце Юсуповых на Мойке говорят, что потомки того рода иногда приходят посмотреть на жизнь предков и пообщаться с музейными работниками.
Еще до революции отпрыски торгового рода, как это часто бывает, не хотели заниматься «бизнесом», а осваивали профессии умственного труда. За что многие из них были фактически лишены наследства. Например, Сергей Григорьевич Елисеев стал крупным востоковедом, специалистом по японской культуре, преподавал в Сорбонне и в институте при Гарвардском университете.
Не знаю, насколько правда, но гид рассказала, что японцы обязаны ему сохранением древнего Киото. Дескать, когда американцы готовили атомные бомбардировки Японии в конце Второй мировой войны, он доказал им культурную ценность Киото для всего человечества. И они решили ограничиться Хиросимой и Нагасаки.
В наши дни Елисеевский тоже привлекает всеобщее внимание, но, честно говоря, даже со скидками цены на товары в нем «кусаются». Зато в нем любят проводить новогодние корпоративы богатые российские корпорации вроде Газпрома.
И, конечно, его любят киношники. Например, в фильме по «Мастеру и Маргарите» Булгакова свита Воланда ходит по Елисеевскому на Невском, хотя действие происходит в Москве.
Точно так же «нехорошая квартира» на Патриках была снята в дореволюционном доходном доме в питерских Песках, где также снимали эпизоды последнего фильма о группе «Кино».
Про современную «реплику»-подражание Елисеевскому магазину в Ярославле читайте здесь: https://dzen.ru/a/YWfxwrVLxmIDnFCm.