Найти в Дзене
3 класс

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Оглавление

Цель урока: отработка навыков правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. Я буду называть предмет, а вы проверяете его наличие на своём столе. На каждый урок русского языка нам нужны: синяя (или фиолетовая) ручка, простой карандаш, ластик, линейка, зелёная ручка, учебник. И не забываем про хорошее настроение!

В тетради запишите число, классная работа.

УСТНО:

— Катя на уроке русского языка во время чистописания записала в тетрадь эти буквы.

— Что вы о них можете сказать? (Это буквы, обозначающие гласные звуки, среди них есть строчные и заглавные буквы, написаны в определённой последовательности.)

— Какие из этих букв указывают на твёрдость предшествующего согласного звука? А какие указывают на мягкость?

-2

— Катю попросили составить слова, в которых будут встречаться эти буквы. Но жук буквоед съел некоторые из них.— В какой части слова находятся эти буквы? (Они находятся в корне слова.)

— Докажите. (Прочитайте, определите корень)

— Они находятся в сильной или слабой позиции? (Слабой.)

— Как называется данная орфограмма? (Безударная гласная в корне слова.)

— А можем ли мы проверить эти безударные гласные в корне слова? (Да.)

Задачи нашего урока:

-3

— Давайте вспомним правило написания проверяемых безударных гласных на примере слова «н(о/а)ра». Что нам нужно сделать? (Нужно к проверяемому слову подобрать проверочное слово, в котором нужный нам звук будет стоять в сильной позиции, то есть под ударением.)

— Каким может быть проверочное слово? (Оно должно быть однокоренным или его формой.)

— Подберите к данному слово проверочное. (Норы.)

— Это однокоренное слово или его форма? (Это форма слова, так как меняется только окончание.)

-4

— Сформулируйте правило по схеме. (Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным. Для этого нужно подобрать однокоренное слово или его форму. Если гласный под ударением, то понятно, какую букву нужно написать.)

— Расскажите это правило себе, а потом родителям. Приведите примеры.

-5

— Мы достигли первой цели.

— Как звучит повторяемое нами орфографическое правило?

— Теперь мы готовы помочь Кате восстановить запись, опираясь на правило.

Выполни задания в тетради:

Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы:

-6

— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных.

— Что заметили? (Есть слова с похожим написанием.)

— В чём нужно быть внимательным? (В определении однокоренного проверочного слова.).

Важно: Каждое словосочетание пиши через запятую:

-7

— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных. Не забывай продолжать писать словосочетания через запятую:

-8

— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных. Продолжай писать словосочетания через запятую:

-9

— Прочитайте отрывок стихотворения Александра Александровича Блока, русского писателя:

-10

— Обсудите с родителями (друзьями) и дайте ответы на вопросы:

В какой части слов пропущены орфограммы? Докажите. (В корне слова. Подбирают однокоренные слова.)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?

(Проверить их ударением, подобрав форму слова или однокоренное.)

— Проговорите, какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы будете писать. Устно подберите проверочные слова.

— Запишите данный отрывок в тетрадь, выделите орфограммы.

— Подготовьте простой карандаш и ручку. Выполните задания:

-11
-12

— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

— Как проверить безударные гласные в корне слова?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?