Цель урока: отработка навыков правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. Я буду называть предмет, а вы проверяете его наличие на своём столе. На каждый урок русского языка нам нужны: синяя (или фиолетовая) ручка, простой карандаш, ластик, линейка, зелёная ручка, учебник. И не забываем про хорошее настроение!
В тетради запишите число, классная работа.
УСТНО:
— Катя на уроке русского языка во время чистописания записала в тетрадь эти буквы.
— Что вы о них можете сказать? (Это буквы, обозначающие гласные звуки, среди них есть строчные и заглавные буквы, написаны в определённой последовательности.)
— Какие из этих букв указывают на твёрдость предшествующего согласного звука? А какие указывают на мягкость?
— Катю попросили составить слова, в которых будут встречаться эти буквы. Но жук буквоед съел некоторые из них.— В какой части слова находятся эти буквы? (Они находятся в корне слова.)
— Докажите. (Прочитайте, определите корень)
— Они находятся в сильной или слабой позиции? (Слабой.)
— Как называется данная орфограмма? (Безударная гласная в корне слова.)
— А можем ли мы проверить эти безударные гласные в корне слова? (Да.)
Задачи нашего урока:
— Давайте вспомним правило написания проверяемых безударных гласных на примере слова «н(о/а)ра». Что нам нужно сделать? (Нужно к проверяемому слову подобрать проверочное слово, в котором нужный нам звук будет стоять в сильной позиции, то есть под ударением.)
— Каким может быть проверочное слово? (Оно должно быть однокоренным или его формой.)
— Подберите к данному слово проверочное. (Норы.)
— Это однокоренное слово или его форма? (Это форма слова, так как меняется только окончание.)
— Сформулируйте правило по схеме. (Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным. Для этого нужно подобрать однокоренное слово или его форму. Если гласный под ударением, то понятно, какую букву нужно написать.)
— Расскажите это правило себе, а потом родителям. Приведите примеры.
— Мы достигли первой цели.
— Как звучит повторяемое нами орфографическое правило?
— Теперь мы готовы помочь Кате восстановить запись, опираясь на правило.
Выполни задания в тетради:
Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, выделите орфограммы:
— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных.
— Что заметили? (Есть слова с похожим написанием.)
— В чём нужно быть внимательным? (В определении однокоренного проверочного слова.).
Важно: Каждое словосочетание пиши через запятую:
— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных. Не забывай продолжать писать словосочетания через запятую:
— Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у имён существительных. Продолжай писать словосочетания через запятую:
— Прочитайте отрывок стихотворения Александра Александровича Блока, русского писателя:
— Обсудите с родителями (друзьями) и дайте ответы на вопросы:
В какой части слов пропущены орфограммы? Докажите. (В корне слова. Подбирают однокоренные слова.)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?
(Проверить их ударением, подобрав форму слова или однокоренное.)
— Проговорите, какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы будете писать. Устно подберите проверочные слова.
— Запишите данный отрывок в тетрадь, выделите орфограммы.
— Подготовьте простой карандаш и ручку. Выполните задания:
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?
— Как проверить безударные гласные в корне слова?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?