Найти в Дзене
Деловой центр "ДИНЕКА"

БВО и Кайманы ужесточают отчётность для активов под санкциями Великобритании

Британские Виргинские острова (БВО) и Каймановы острова, долгое время бывшие синонимами международного офшорного бизнеса, вступают в новую фазу регуляторного контроля. С 2025 года компании этих юрисдикций обязаны ежегодно отчитываться о средствах и экономических ресурсах, замороженных в связи с санкциями Великобритании; первый отчёт, с оценкой активов на 30 сентября 2025 года, должен быть подан до 30 ноября 2025 года. Для российских бизнесменов, которые десятилетиями пользовались гибкостью и конфиденциальностью офшоров, это означает не только новую бумажную нагрузку, но и ощутимое ограничение стратегий сохранения капитала.
Офшорные юрисдикции в лице БВО и Кайманов долгое время предлагали инвесторам и предпринимателям удобство регистрации, налоговую гибкость и корпоративную конфиденциальность. Начиная с 1990-х годов БВО и Кайманы эти преимущества сделали их естественным инструментом для структурирования владения активами по всему миру.
Тысячи российских компаний, особенно в сырьевом,

Британские Виргинские острова (БВО) и Каймановы острова, долгое время бывшие синонимами международного офшорного бизнеса, вступают в новую фазу регуляторного контроля. С 2025 года компании этих юрисдикций обязаны ежегодно отчитываться о средствах и экономических ресурсах, замороженных в связи с санкциями Великобритании; первый отчёт, с оценкой активов на 30 сентября 2025 года, должен быть подан до 30 ноября 2025 года. Для российских бизнесменов, которые десятилетиями пользовались гибкостью и конфиденциальностью офшоров, это означает не только новую бумажную нагрузку, но и ощутимое ограничение стратегий сохранения капитала.

Офшорные юрисдикции в лице БВО и Кайманов долгое время предлагали инвесторам и предпринимателям удобство регистрации, налоговую гибкость и корпоративную конфиденциальность. Начиная с 1990-х годов БВО и Кайманы эти преимущества сделали их естественным инструментом для структурирования владения активами по всему миру.

Тысячи российских компаний, особенно в сырьевом, финансовом и IT-секторах, были зарегистрированы в этих юрисдикциях, в то время как их бенефициарами выступали физические лица. Долгое время это была взаимовыгодная экосистема: офшоры получали доходы, а бизнес — эффективные инструменты для работы.

Однако после череды антироссийских санкций инструмент постепенно превращался в риск: механизмы защиты, которые раньше считались преимуществом, начали работать в обратную сторону — делая активы уязвимыми перед внешними политическими решениями.

Новая отчётность акцентирует внимание не только на локальных банковских счетах. Под понятие «фонды и экономические ресурсы» подпадают доли в фондах, ценные бумаги, недвижимость, криптоактивы, товары и прочие ресурсы, способные приносить экономическую выгоду. Важен и аспект контроля: отчёт требуется не только в отношении активов, физически находящихся в юрисдикции, но и в отношении тех, которые формально держатся за её пределами, если на них распространяется британский санкционный режим. Исключение для ограничений, наложенных исключительно американским OFAC, технически оставляет «лазейку», но на практике администраторы нередко действуют жёстче, следуя собственным политикам самоограничения из страха вторичных рисков и регуляторных последствий.

Риски для российских бизнесменов: не только заморозка, но и утрата контроля, операционные ограничения и репутационные потери. Если отчёт выявит значительные активы, связанные с Designated Person, это может привести не только к формальной блокировке, но и к переводу деловой активности «в холодный режим»: банки и контрагенты могут приостанавливать расчёты, инвесторы — требовать выхода, а рынки — корректировать оценку компаний. Кроме того, регуляторы могут инициировать запросы о происхождении средств и разумности транзакций, что повышает риск судебных разбирательств. В ситуациях, когда формально контролирующая роль переходит к близким родственникам или номинальным держателям, регуляторы всё чаще смотрят на фактический контроль, а не только на номинальные документы.

Исторический контекст показывает, что это развитие логично: после 2014 и особенно с 2022 года международное давление на непрозрачные схемы владения активами усилилось. Новая форма отчётности — продолжение тенденции к стандартизации и усилению обмена информацией между юрисдикциями и метрополиями. Обычная стратегия «переместить активы» в другую зону меньшей прозрачности теперь сопряжена с большими затратами и рисками, поскольку регуляторы ужесточают требования именно к посредникам, которые обслуживают эти структуры.

Эпоха, когда офшоры были надёжным и конфиденциальным инструментом, окончательно уходит в прошлое, уступая место эре тотальной финансовой прозрачности и принудительного соблюдения санкционного режима. Новые правила делают процесс заморозки активов необратимым и системным, что будет иметь долгосрочные последствия для международной финансовой архитектуры и места в ней российского капитала. Это изменение - системная перестройка, которая усилит транзакционные и репутационные барьеры для использования традиционных офшорных схем.

оригинал публикации / Д.Е.

Мы много лет проверяем контрагентов. Получаем выписки и документы из разных государственных реестров, готовим бизнес-справки по иностранным и российским компаниям, апостилируем документы и рассказываем об этом (и не только) в своих статьях.
Не забудьте подписаться на наш канал :)