Найти в Дзене
Свободные науки

Координаты сибирских мифов

В сибирских мифах мир имеет свои координаты. У народов, испокон веков живущих на бескрайних просторах от Алтая до Камчатки, пространство никогда не было пустым и безликим. Оно было живым, насыщенным смыслами, населенным духами и божествами. Ученые-филологи, изучая фольклор алтайцев, хантов и коряков, обнаружили удивительные сходства в том, как эти разные народы воспринимали и организовывали вселенную вокруг себя. Их мифологическая картина мира строится на универсальных для человеческого сознания противоположности - верха и низа, своего и чужого, сакрального и профанного. Центральным элементом этой картины является вертикальная ось мироздания. Для алтайцев, хантов и коряков мир делится на три уровня: Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). Эти миры не изолированы, их соединяет мировая ось – у алтайцев это священная гора Сюмеру или медный тополь с золотыми ветвями, у хантов – Уральские горы. Верхний мир – обитель светлых божеств. У алтайцев это Ульген или Тегери (Небо)

В сибирских мифах мир имеет свои координаты. У народов, испокон веков живущих на бескрайних просторах от Алтая до Камчатки, пространство никогда не было пустым и безликим. Оно было живым, насыщенным смыслами, населенным духами и божествами. Ученые-филологи, изучая фольклор алтайцев, хантов и коряков, обнаружили удивительные сходства в том, как эти разные народы воспринимали и организовывали вселенную вокруг себя. Их мифологическая картина мира строится на универсальных для человеческого сознания противоположности - верха и низа, своего и чужого, сакрального и профанного.

Изображение из книги Мифы и шаманизм Алтая (2002).
Изображение из книги Мифы и шаманизм Алтая (2002).

Центральным элементом этой картины является вертикальная ось мироздания. Для алтайцев, хантов и коряков мир делится на три уровня: Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). Эти миры не изолированы, их соединяет мировая ось – у алтайцев это священная гора Сюмеру или медный тополь с золотыми ветвями, у хантов – Уральские горы. Верхний мир – обитель светлых божеств. У алтайцев это Ульген или Тегери (Небо), у коряков – Верховное существо, которое они называют "Обладающий местом бытия". Нижний мир, напротив, населен темными, враждебными человеку силами. У алтайцев это царство Эрлика, у хантов – владения божества смерти Хинь ики.

Рерих Н. К. Гора пяти сокровищ. 1933.
Рерих Н. К. Гора пяти сокровищ. 1933.

Но мир структурирован не только по вертикали, но и по горизонтали. И здесь ключевую роль играют реки. Для хантов, живущих по берегам Оби, река стала главным пространственным ориентиром. В их картине мира "верх" находится у истока реки, на юге, а "низ" - в устье, на севере. Юг ассоциируется с "светлыми" богами, а север - с "темными". Это уникальное наложение вертикальной и горизонтальной моделей создает сложную, но гармоничную систему координат.

Сэргэ (коновязь) на берегу Байкала. Источник: Википедия
Сэргэ (коновязь) на берегу Байкала. Источник: Википедия

Особое место в традиционной культуре занимают священные места - те точки на карте, где граница между мирами становится тоньше. У алтайцев это горы (ыйык), верховья рек, ритуальные столбы-коновязи и деревья, увешанные разноцветными лентами - ялама. Каждый род имел свою священную гору-покровителя. У коряков сакральными считаются озера, сопки и скалы, в названиях которых присутствует основа "-mathi-", означающая "запретный". Они называют такие места "аннаныля" - "дедушка", что указывает на связь с культом предков. У хантов священным может стать любое место, визуально напоминающее живое существо - такие объекты воспринимаются как одушевленные, имеющие собственную волю.

Сакральность этих мест подкрепляется обрядами. Жертвоприношения духам-хозяевам местности совершаются и ситуативно (например, перед дальней дорогой), и в соответствии с календарным циклом. Игнорирование этих ритуалов, как убедились на собственном опыте исследователи, может привести к неприятностям - в их случае к поломке транспорта после того, как они проехали мимо священного перевала, не поклонившись его духу.

Представления о душе и ее посмертном пути также тесно связаны с пространственными координатами. У алтайцев существует сложная классификация душ: кут (душа, полученная от Ульгена до рождения), тын (дыхание, душа при жизни), сўне или јула (душа после смерти). После смерти душа предстает перед судом, где оцениваются земные деяния человека. Душа праведника остается на земле, наслаждаясь ее благами, а душа грешника отправляется в нижний мир к Эрлику.

У коряков существует миф, объясняющий происхождение обряда кремации. Когда умер первый человек, люди решили: "Если мы его закопаем в землю, то он там сгниет и все. А он ведь пришел с неба. Значит, нам надо его на небо отправить". С тех пор умерших сжигают, и душа вместе с дымом костра возносится в Верхний мир.

Ханты верят, что у человека несколько душ. Одна из них - "лиль" (дыхание) - после смерти отправляется к верховному божеству Торуму. Другая - "ис" (тень) - возрождается в Нижнем мире, который является зеркальным отражением мира живых: там время течет вспять, а сломанные вещи становятся целыми.

Эти мифологические представления не являются лишь музейными экспонатами. Они продолжают жить в современных обрядах, в отношении к природе, в самом мироощущении народов Сибири. Изучая их, мы понимаем, что для традиционной культуры пространство никогда не было просто физической величиной - оно было живой, одухотворенной книгой, в которой записаны история, мораль и сама суть народа.

Публикация подготовлена на основе научной статьи: Ойноткинова Н.Р., Гриневич А.А., Голованева Т.А. Культурные универсалии: сакральное пространство в мифологии народов Сибири и Дальнего Востока // Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. С. 9-22.