В 1960 году в Саратовском издательстве вышла повесть бывшего таежника Виктора Болдырева – «Гибель Синего орла», которая, судя по аннотации, принадлежала к категории модных тогда «производственных романов». Однако оказалось, что это вовсе никакой не «производственный роман», а самый настоящий приключенческий боевик, причем лучший в своем роде, если примерять его к детской аудитории, а не к взрослой, ярким образцом чего может служить практически всемирно известная «таёжная эпопея» В. Шишкова «Угрюм-река».
Я - уроженец и житель степного региона нашей страны, и если куда-то путешествовавший, то только по тропическим морям, когда был моряком советского торгового флота. Просто я обожал романы о приключениях в тайге, которая мне тогда казалась экзотикой почище тропических природных щедрот.
Я прочитал очень много приключенческих книг, в которых их герои и прочие персонажи действовали в сибирских чащобах, и хорошо помню первую «таёжную» книгу, которая попалась мне в руки в самом начале далёких 70-х. Это была приключенческая повесть Виктора Болдырева «Гибель Синего орла», изданная в 1962 году в серии «золотая рамка» от «Детгиза».
И хоть это была повесть, но величиной с роман. По крайней мере, я читал ее долго, смакуя каждое приключение героев этой повести-романа в экзотических для меня таежных дебрях. Тогда эта книга была для меня самой настоящей энциклопедией, которая и вдохновила меня на поиски других произведений подобного типа.
Интересно, что следующей книгой о тайге, которую я прочитал, была знаменитая эпопея В. Шишкова «Угрюм-река», но когда я ее начал читать, то мне было всего лет 12, мржет, чуть больше. А так как особых приключений для слишком молодой читательской публики в ней не было, то была эта книга исключительно для взрослых, и она мне «не зашла», хотя отдельные моменты очень впечатлили. Как раз тогда же я посмотрел и фильм по этой книге, вот как раз фильм мне «зашел» прекрасно, а эта толстая книга – нет.
Ну, затем пошли другие произведения на «таёжную» тематику, преимущественно в той же «золотой рамке» - как раз для детей. Наиболее запомнились тогда «Страна Семи Трав» Леонида Платова и «За линией Габерландта» Вячеслава Пальмана, но было и множество других, и это я уже не вспоминаю два самых ярких романа В. Обручева – «Плутония» и «Земля Санникова».
Однако именно «Гибель Синего орла» с тех времен мне запомнилась лучше всего. Я не скажу, что другие книги менее яркие, но именно эта повесть более всего соответствовала категории «лучший советский таёжный роман для детей». Правда, аннотация к книге такая скучная, что отбивает всю охоту вообще раскрывать книгу, тем не менее аннотация только объясняет фабулу, но не раскрывает ее.
«…Грозные годы Великой Отечественной войны. Вся страна работает для фронта. И на берегах Ледовитого океана, в далеких оленеводческих колхозах и совхозах советские люди тоже напрягают все силы, чтобы приблизить час разгрома фашистских захватчиков. На оленьи стада обрушивается эпидемия «копытки». Под угрозой оказывается снабжение продовольствием целого края. Молодые специалисты - комсомольцы и члены партии - принимают решение перегнать стада на новые пастбища, которыми еще никто никогда не пользовался, на юг, в долины Омолонского хребта. Дело это неслыханно трудное. Мало людей, бездорожье, таежный и тундровый гнус и чье-то таинственное вредоносное вмешательство на каждом шагу.
О работе и необычайных приключениях оленеводов Колымы рассказывает повесть геолога В. Болдырева «Гибель Синего Орла»…
А вот ответ на эту безликую аннотацию от одного из его читателей, который я нашел в Интернете:
«…Это советская книга, которая рассказывает о становлении колхозного оленеводческого дела на Чукотке. Что, скучно?
Да фиг там. Болдырев - более чем хороший писатель, в его руках эта фабула обросла интригой, пейзажем, характерами, судьбами, историей, динамикой... и потерялась. Всё перечисленное осталось, а про колхоз вы и не вспомните, когда книга закончится»…
И эпиграфами к книге можно поставить еще и такие отзывы:
«…Действительно, интересно. Узнала много нового об этой части страны, даже полезла смотреть карту»…
«…Самое плохое в таких книгах то, что они заканчиваются»…
Гораздо позже, когда у нас появился Интернет, я, решив перечитать книгу «Гибель Синего орла» заново, попытался найти сведения об авторе, но отыскал совсем немного. Виктор Николаевич Болдырев родился в 1912 году неизвестно где, но до войны окончил Московский университет, по специальности он стал биологом. Чем занимался в то время – неясно, но в 1941-м, как повествует скудная информация, «…молодой биолог был направлен военкоматом на Крайний Север, где остро стоял вопрос снабжения продовольствием тружеников золотодобывающих приисков. Виктор Болдырев - один из организаторов в центре Чукотки крупного оленеводческого совхоза «Омолон».
Опять-таки непонятно – в качестве кого он вдруг из Москвы попал в самый центр сталинских лагерей ГУЛАГ, а ведь тогда он был совсем не «молодым биологом», и было ему уже под 30 лет. Подозреваю, что он повторил судьбу другого советского «таежного» писателя - Анатолия Дмитриевича Клещенко, о котором я написал тут:
А. Клещенко тоже всю войну провел в сибирской тайге, хоть и не по собственной воле, и написал впоследствии несколько просто прекрасных «таежных» повестей и романов, да и гибель свою встретил именно в тайге, причем практически тогда же, когда умер и В. Болдырев – в 1974-м. Но тогда как судьба А. Клещенко известна если не до мелочей, но очень хорошо, то даже о причинах и месте смерти В. Болдырева неизвестно практически ничего.
Однако тут следует понимать, что А. Клещенко изначально был писателем, а таёжником стал уже походя, а вот с В. Болдыревым было всё наоборот – сначала он был именно таёжником, а уж впоследствии у него проснулся писательский дар. Так же, как и Клещенко, Болдырев был принят в Союз Писателей СССР (примерно в те же годы), и после более десяти лет своих путешествий по просторам тайги он стал писать и издавать книги, сначала описывая в них свои собственные приключения, а потом из «мемуариста» превратившись в самого настоящего беллетриста.
И свою повесть-роман «Гибель Синего орла» В. Болдырев создал уже как самый настоящий триллер типа боевик, насыщенный приключениями по самую, как говорится, завязку.
Впоследствии писатель создал еще несколько приключенческих повестей, а также издал сборники рассказов и несколько произведений о своих собственных путешествиях по Сибири и Дальнему Востоку. И самое интересное, что многие из этих книг в СССР издавались и переиздавались многократно, причем достаточно большими тиражами – по 100 тысяч экземпляров, а это по тем времена было очень солидно. Также его произведения издавались и в разных популярных антологиях типа «Мир приключений» и «На суше и на море», а также в центральных советских журналах.
И вот потому удивительно, что имя Виктора Болдырева сегодня мало известно даже любителям советской приключенческой литературы, в отличие от того же Леонида Платова, к примеру. Но Леонид Платов все же стал знаменит только после того, как написал свой широко известный боевик «Секретный фарватер», который для тех времен стал настоящим бестселлером, а позже – и блокбастером, воплотившись в популярнейший приключенческий фильм.
А вот В. Болдырев такого бестселлера-блокбастера не создал, потому, невзирая на свою издательскую популярность, популярности читательской так и не получил, о чем хотя бы косвенно, но свидетельствует отсутствие его полной биографии. А, между прочим, повесть «Гибкль Синего орла» вполне могла бы быть экранизирована, причем даже по нынешним временам она могла бы стать таким же блокбастером, как и «Секретный фарватер» Л. Платова.
А так «Гибель Синего орла была издана только три раза, не считая выпуска очень малотиражного авторского сборника в 2023 году, который настолько редкий, что его даже в Интернете можно найти с трудом. Первый раз повесть вышла в 1960-м году, потом было два выпуска в «Детгизе» в серии «золотая рамка» - в 1962 и 1963 гг., и последнее официальное издание случилось в 1967 году.
Все эти издания я привел выше в иллюстрациях, и других мной не обнаружено.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: