Найти в Дзене

Границы уважения: Почему министр встал на сторону учителя после скандального инцидента

Есть новости, которые читаешь — и кровь стынет в жилах. Не потому что они шокируют, а потому что они обнажают болезненную язву на теле всего нашего общества. История, которая произошла на уроке в одной из школ Улан-Удэ, — именно такая. Представьте себе обычный класс. Учитель ведет урок. И вдруг ученик, один из тех, кому этот педагог, вероятно, не раз объяснял сложную тему, подолгу проверял домашку и переживал за его успехи, обкладывает его отборной бранью. Самое цензурное слово в этой тираде, как пишут СМИ, было «овца». А теперь представьте выдержку этой женщины. Она не кричала в ответ, не выбежала в слезах из класса. Она, как сообщают свидетели, лишь качала головой и спокойно, с горькой иронией говорила: «Ай, молодец...» Эта сцена снята на видео и разлетается по чатам. И мне, как отцу и человеку, глубоко погруженному в тему образования, от этого вдвойне горько. Потому что это не просто частный случай. Это — симптом. Тот факт, что ситуацию публично прокомментировал министр образования
Оглавление

Есть новости, которые читаешь — и кровь стынет в жилах. Не потому что они шокируют, а потому что они обнажают болезненную язву на теле всего нашего общества. История, которая произошла на уроке в одной из школ Улан-Удэ, — именно такая.

Представьте себе обычный класс. Учитель ведет урок. И вдруг ученик, один из тех, кому этот педагог, вероятно, не раз объяснял сложную тему, подолгу проверял домашку и переживал за его успехи, обкладывает его отборной бранью. Самое цензурное слово в этой тираде, как пишут СМИ, было «овца».

А теперь представьте выдержку этой женщины. Она не кричала в ответ, не выбежала в слезах из класса. Она, как сообщают свидетели, лишь качала головой и спокойно, с горькой иронией говорила: «Ай, молодец...»

Эта сцена снята на видео и разлетается по чатам. И мне, как отцу и человеку, глубоко погруженному в тему образования, от этого вдвойне горько. Потому что это не просто частный случай. Это — симптом.

Почему отреагировал министр? Потому что это ЧП системы.

Тот факт, что ситуацию публично прокомментировал министр образования и науки Бурятии Валерий Поздняков, говорит о многом. Власть понимает: это не бытовой конфликт, а вызов всей системе.

«Учитель — это не только профессионал, но и человек, вкладывающий сердце и душу в развитие наших детей», — написал министр.

И особо подчеркнул профессиональную позицию педагога, которая проявилась в том, чтобы «спокойно и достойно продолжить выполнять свои обязанности».

-2

По сути, министр сделал то, чего так не хватает многим учителям в подобных ситуациях — он публично встал на их защиту. Он показал, что авторитет учителя — не пустой звук.

А что же родители? Глава республики ставит точки над i.

Еще более жестко высказался глава Республики Бурятия Алексей Цыденов (комментируя другой, но схожий инцидент, где ученик побил учителя). Его слова стоит процитировать отдельно:

«Обязанность ученика — уважать своего учителя. ... Разбираться с преподавателями должны взрослые: дирекция или коллеги. Родителям посоветовал научить детей уважать учителей, если они хотят, чтобы дети имели образование».

Скришот видео, на котором ученик избивает, а после душит учителя.
Скришот видео, на котором ученик избивает, а после душит учителя.

Вот оно. Ключевая мысль. Уважение — это не опция, а обязанность. И фундамент этого уважения закладывается не в школе, а дома. Школа может и должна его поддерживать и укреплять, но если из семьи ребенок приходит с установкой, что учитель — это обслуга, которого можно унижать, все усилия системы будут тщетны.

Что же делать? Три вывода из этой грустной истории.

  1. Поддерживать учителей. Та самая учительница продемонстрировал невероятную силу духа. Но однажды этот ресурс может иссякнуть. Нам, родителям, важно показывать своим детям, что мы на стороне учителя, пока не доказано обратное.
  2. Работать с причиной, а не со следствием. Хамство ребенка — это почти всегда крик о помощи, следствие глубоких проблем: в семье, в коллективе, в его душе. Разбираться должна не только полиция, но и психологи, как это и происходит в Бурятии.
  3. Возвращать культуру диалога. Мы все — и взрослые, и дети — разучились спорить, не переходя на личности. Учиться договариваться, а не оскорблять — вот навык, который нужно тренировать.

Эта история — не про «ужасного ребенка» и «несчастную учительницу». Она про всех нас. Про то, какими мы хотим видеть наши школы: пространством страха и агрессии или территорией уважения и сотрудничества?

А что вы думаете об этом инциденте?

  1. Как, по-вашему, должна была поступить учительница?
  2. Чему вы учите своих детей в отношении уважения к педагогам?
  3. Кто, на ваш взгляд, несет главную ответственность в таких ситуациях: ученик, родители или школа?

Жду ваши мысли в комментариях.