Найти в Дзене

Курсовая работа - Правовое воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей.

Курсовая работа посвящена актуальной проблеме правового воспитания подростков, с особым акцентом на специфику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В исследовании подробно рассматриваются теоретические основы формирования правосознания и нравственно-правовой культуры у несовершеннолетних, находящихся в государственных учреждениях. Практическая значимость работы заключается в анализе деятельности социального педагога на базе ГОУ «Руднянский детский дом», где была проведена диагностика уровня правовой грамотности воспитанников и внедрена авторская программа правового образования. Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. Введение Глава 1. Теоретические аспекты формирования правового образования у подростков 1.1 Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков 1.2 Нравственно-правовая
Оглавление

Курсовая работа посвящена актуальной проблеме правового воспитания подростков, с особым акцентом на специфику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В исследовании подробно рассматриваются теоретические основы формирования правосознания и нравственно-правовой культуры у несовершеннолетних, находящихся в государственных учреждениях. Практическая значимость работы заключается в анализе деятельности социального педагога на базе ГОУ «Руднянский детский дом», где была проведена диагностика уровня правовой грамотности воспитанников и внедрена авторская программа правового образования.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования правового образования у подростков

1.1 Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков

1.2 Нравственно-правовая культура и правовое воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.3 Методика работы по правовому воспитанию в образовательных учреждениях

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическое исследование

2.1. Методы и методика исследования

2.2 Интерпретация полученных данных

2.3 Программа работы социального педагога по правовому образованию подростков

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы. Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число неработающих и неучащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло почти в два раза. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне.

Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на одни, девчонки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что же происходит сейчас? Насилие и преступность подростков - не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девочек.

Цель курсовой работы – изучить методику работы социального педагога по правовому образованию воспитанников.

Для достижения поставленной цели в курсовой ставились следующие задачи:

- рассмотреть социально-психологические проблемы формирования правосознания у подростков;

- изучить нравственно-правовую культуру и правовое воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- описать методику работы по правовому воспитанию в образовательных учреждениях;

- провести практическое исследование;

- описать методы и методики исследования;

- проанализировать интерпретацию полученных результатов исследования;

- охарактеризовать методику работы социального педагога по правовому образованию в ГОУ «Руднянский детский дом».

Объектом курсовой работы выступает правовое образование подростков.

Предметом исследования является методика работы социального педагога по правовому образованию подростков.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что правовое образование повышает уровень сформированности правовой культуры воспитанников.

Методы, использованные при проведении исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе экспериментальной работы был использован комплекс методов исследования: метод эмпирического исследования, методы обработки результатов исследования - анализ результатов экспериментальной работы, количественный и качественный анализ экспериментальных данных; анализ документов, научно-методической литературы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды таких авторов, как: Абашина А.Д., Астоянц М.С., Африкантов К.П., Батурина А.С., Василькова Ю.В., Иващенко Г.М., Куклина Е. С., Мардахаев Л.В., Овчарова Р.В., Сапогов В.М. и др.

Теоретическая значимость: обобщен и систематизирован теоретический материал по теме исследования.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что разработана и может быть реализована программа работы социального педагога по правовому образованию подростков в социальных учреждениях.

База исследования: ГОУ «Руднянский детский дом» Руднянского района, Волгоградской области.

Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, выводов к главам, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования правового образования у подростков

1.1 Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач педагога.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость подростков [8, с.14].

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения общество становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Важнейшими задачами школы и социального педагога являются:

- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

- привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов [20, с. 56].

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется ввиду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами [25, с. 69].

1.2 Нравственно-правовая культура и правовое воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это объясняется двумя основными причинами:

- необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения воспитанников;

- степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом [6, с.13].

Данные показывают, что дети, поступая в детский дом, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество [27, с. 105].

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Работу по нравственно-правовому воспитанию в детском доме, необходимо осуществлять с начального звена, так как основы правосознания должны закладываться как можно раньше. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. В процессе работы по нравственно-правовому воспитанию необходимо научить детей уважать закон Российской Федерации, уметь использовать его в жизненных ситуациях, осуществлять раннюю профилактику правонарушений [10, с. 131].

2.2 Интерпретация полученных данных

Для интерпретации результатов проведенного тестирования, необходимо отметить основные характеристики уровней сформированности правовой культуры.

Низкий уровень характеризуется несформированностью эмоционально-ценностного компонента правовой культуры, поверхностными правовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации, юридической терминологии, непониманием нравственного смысла закона, отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствием положительной мотивации и стремления к правовому образованию.

Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой культуры (когнитивный компонент): ребята показывают недостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовой информации, интерес к правовой информации неустойчив, юридические термины употребляются минимально. Понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы. Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне эмоционального (формального) приятия ценностей, обсуждаемых на уроке, без их объяснения, применения и включения в собственную систему ценностей.

Таблица 2 - Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента
Таблица 2 - Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников на этапе констатирующего эксперимента

Для наглядности, приведем результаты исследования нескольких испытуемых и сведем их в таблицу 3.

На основании полученных результатов, можно сформулировать социальный диагноз: у большинства воспитанников ГОУ «Руднянский детский дом» в возрасте 14-16 лет, отмечается низкий уровень правосознания, вместе с тем, у подавляющего большинства выявлено наличие явного интереса к изучению права.

Таблица 3. Результаты исследования уровня сформированности и эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников
Таблица 3. Результаты исследования уровня сформированности и эмоционально-ценностного компонента правовой культуры воспитанников

2.3 Программа работы социального педагога по правовому образованию подростков

Основные задачи работы социального педагога ГОУ «Руднянский детский дом» следующие:

1. Обеспечить соблюдение жилищных, гражданских прав и законных интересов воспитанников;

2. Обеспечить соблюдение материальных и имущественных прав воспитанников;

3. Изучать и выполнять нормативные документы;

4.Обеспечить воспитанников необходимыми документами (свидетельство о рождении, паспорт, ИНН, страховое пенсионное свидетельство);

5. Оказывать помощь выпускникам .

Деятельность социального педагога ГОУ «Руднянский детский дом» определяется следующими направлениями:

1. Организационно-методическая работа: участие в административных совещаниях при директоре; участие в педагогических советах, консилиумах; заседаниях Совета по профилактике правонарушений; оформление документации.

2. Диагностическая деятельность предполагает заполнение социальных карт на вновь прибывших воспитанников, составление социальных паспортов групп, детского дома.

3. Защита жилищных прав воспитанников: проверка санитарного состояния жилой площади, закрепленной за воспитанниками; контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками; регистрация воспитанников по месту пребывания или по месту жительства; работа с учреждениями по сбору необходимых документов для постановки выпускников на учет по внеочередному предоставлению жилой площади; работа по приватизации жилых помещений.

Рис. 2. Сравнительная динамика уровня правового образования воспитанников ГОУ «Руднянский детский дом»
Рис. 2. Сравнительная динамика уровня правового образования воспитанников ГОУ «Руднянский детский дом»

Просветительская работа в ГОУ «Руднянский детский дом» в области законодательства, касающегося прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эффективна и крайне необходима.

Учитывая, что, выходя из детского дома, выпускники из числа детей-сирот остаются со взрослой жизнью практически один на один, и подчас им не с кем бывает посоветоваться, полученные ими правовые знания окажутся в любом случае полезными.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС «Консультант Плюс».

II. Литература

5. Абашина А.Д. Основные документы о правах ребенка и их реализация в системе российского общества [Текст]/ А.Д. Абашина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 3. - С. 139-142.

6. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]/ Г.В. Арутюнян // Семейное и жилищное право. - 2011. - №5. – С. 12-14.

7. Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[Текст]: учебное пособие для вузов / М.С.Астоянц. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

8. Африкантов К.П. Организационные особенности функционирования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]/ К.П. Африкантов // В мире научных открытий. – 2010. - №1 – С. 12-16.

9. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст]/ Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования. - 2011. - №12. - С. 99-102.

10. Батурина А.С. Специализированные учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в создании условий реализации конституционного права на образование [Текст]/ А.С. Батурина // Право и образование. - 2011. - № 3. - С. 29-36.