Найти в Дзене
Тёмный историк

Нулевой штурм Грозного: когда на ошибках не учатся

Первая чеченская кампания стала одной из мрачных примет «лихих девяностых» — тяжелая непопулярная война, силами полу-разворованной армии. Российских солдат журналисты окрестили «федералами». Молодые пацаны сражались и погибали, пока ельцинская администрация лихорадочно «перебирала варианты действий». То никак не реагировала на ситуацию в Чечене, заметая проблему под ковер. То пыталась решить вопрос силой, но осторожно, дабы «западные партнеры» не расстраивались. То начинала переговоры и устраивала «перемирия» (от которых выигрывали в первую очередь дудаевцы). То устраняла самого Джохара Дудаева... и опять переговоры. А потом были подписаны Хасавюртовские соглашения, являвшиеся «перемирием на несколько лет» и ставшие провалом тогдашнего российского руководства. И страна получила в итоге Вторую чеченскую кампанию, где ставки повышались. Если бы государство отреагировало на «восхождение Дудаева» ещё в начале 1990-х гг. — многих потерь можно было бы избежать. Но Борису Николаевичу в

Первая чеченская кампания стала одной из мрачных примет «лихих девяностых» — тяжелая непопулярная война, силами полу-разворованной армии.

Российских солдат журналисты окрестили «федералами». Молодые пацаны сражались и погибали, пока ельцинская администрация лихорадочно «перебирала варианты действий».

За метания наверху расплачивались войска.
За метания наверху расплачивались войска.

То никак не реагировала на ситуацию в Чечене, заметая проблему под ковер. То пыталась решить вопрос силой, но осторожно, дабы «западные партнеры» не расстраивались.

То начинала переговоры и устраивала «перемирия» (от которых выигрывали в первую очередь дудаевцы). То устраняла самого Джохара Дудаева... и опять переговоры.

А потом были подписаны Хасавюртовские соглашения, являвшиеся «перемирием на несколько лет» и ставшие провалом тогдашнего российского руководства.

И страна получила в итоге Вторую чеченскую кампанию, где ставки повышались. Если бы государство отреагировало на «восхождение Дудаева» ещё в начале 1990-х гг. — многих потерь можно было бы избежать.

Но Борису Николаевичу в тот период было не до Чечни, в Москве в 1993-м произошла своя мини-гражданская война, с расстрелом Дома Советов.

Борис Николаевич Ельцин выступает на митинге на Васильевском спуске в Москве 28 марта 1993 г.
Борис Николаевич Ельцин выступает на митинге на Васильевском спуске в Москве 28 марта 1993 г.

Ну и многие российские политики тогда не стеснялись вести мутные бизнес-дела с Джохаром Дудаевым.

Тем не менее, даже в такой атмосфере девяностых реально было избежать известного «новогоднего» штурма Грозного, начавшегося в самом конце 1994 года.

Войска не были подготовлены к городским боям, в целом руководство было настроено на проведение «полицейской операции», без шума и пыли. Противник оценивался некорректно, считалось, что особого сопротивления с его стороны не произойдет.

Именно такой безалаберный подход стал одной из главных причин разгрома 131-й мотострелковой бригады и 81-го мотострелкового полка.

А знаете, что здесь самое интересное? Декабрьский штурм Грозного вовсе не был первым. У российского руководства была возможность «оценить противника».

Джохар Мусаевич Дудаев — бывший советский генерал-майор авиации.
Джохар Мусаевич Дудаев — бывший советский генерал-майор авиации.

В ноябре 1994 года, то есть буквально перед началом Первой чеченской, Грозный уже пытались взять разношерстные вооруженные отряды чеченской оппозиции Дудаеву, которых поддерживали... российские танкисты.

Вообще, история крайне грязная, тем более обидно, что из этого провала даже не пытались делать какие-то выводы.

Федеральной службе контрразведки (ФСК) поручили невозможное: найти в российской армии и среди отставников добровольцев для усиления чеченской оппозиции. Не инструкторов — бойцов. Хотя людям рассказывали, что они будут заниматься всего лишь подготовкой чеченцев.

В итоге собрали с миру по нитке отряд — около восьмидесяти человек. В основном — бойцы Кантемировской дивизии. Их распределили по танковым экипажам, которым предстояло идти в авангарде оппозиции.

Но самое мерзкое началось позже.

Боевики, период Первой чеченской.
Боевики, период Первой чеченской.

«Что характерно, офицеры ФСК дезинформировали добровольцев, что Дудаев якобы уже за границей, чеченские отряды вооружены слабо, а их боевой дух низок.

Если в ФСК действительно в это верили, такая «сводка» ставит на тамошних офицерах крест как на профессионалах; если они понимали реальное положение дел, но лгали, то иначе как предательством такие воодушевляющие речи назвать нельзя...» (с) Е. Норин. Чеченская война. Том 1. 1994 — 1996.

В реальности ичкерийские боевики были отлично вооружены, так как им достались склады бывшей Советской армии, которые российское руководство ранее не потрудилось эвакуировать.

Кроме того, некоторые отряды дудаевцев уже к тому времени получили приличный боевой опыт, как в Абхазии, так и в боях против упомянутых оппозиционеров (некоторые из которых были такими же боевиками).

Руслан Лабазанов — сперва был сподвижником Джохара Дудаева, затем стал его врагом. Колоритный персонаж, мало отличавшийся в плане «повадок» от других полевых командиров. Но оказался из-за конфликта с Дудаевым на стороне России.
Руслан Лабазанов — сперва был сподвижником Джохара Дудаева, затем стал его врагом. Колоритный персонаж, мало отличавшийся в плане «повадок» от других полевых командиров. Но оказался из-за конфликта с Дудаевым на стороне России.

По сути российские бойцы отправлялись на задание в стиле «если что — мы вас туда не посылали». Разумеется, за такой риск обещали хорошие по тем меркам деньги.

Скверно подготовленный штурм 26 ноября 1994 года полностью провалился. Местная оппозиция по большей части разбежалась, столкнувшись с сопротивлением дудаевцев. Танки остались без пехоты, малочисленные российские «добровольцы» в немалой части погибли или оказались в плену.

Было потеряно до 30 танков, не менее 18 российских танкистов погибло, 21 боец (возможно больше) попал в плен.

Ичкерийцы плохо относились к попавшим в плен, хотя в ту пору их всё же нередко обменивали, накал ожесточения будет расти в будущем.

Родное государство «поддержало» пленных танкистов: сам министр обороны Павел Грачев назвал бойцов «наемниками» и заявил журналистам, что чеченский вопрос можно было бы решить за пару часов силами одного парашютно-десантного полка.

Павел Сергеевич Грачёв.
Павел Сергеевич Грачёв.

Грачев ещё рассказывал, что штурм Грозного провели безграмотно: танки, мол, в городе без подготовленной пехоты не воюют.

Это в целом правда, но проблема в том, что ни чеченскую пехоту, ни российских инкогнито-танкистов не готовили к боевым действиям.

Им по сути обещали парад, как в кино.

Но противник оказался не таким, каким рисовали его в ФСК. Не первый и не последний случай в истории человечества, здесь я сам разбирали немало «искаженных взглядов на противника».

Но тут прям какой-то вопиющий случай. Потому что провал даже не стали как-то анализировать. Решили устроить вот буквально то же самое, но теперь — в большем масштабе и силами российских «официальных» войск.

Потери коих пойдут вскоре не на десятки, а на сотни и тысячи бойцов.
Потери коих пойдут вскоре не на десятки, а на сотни и тысячи бойцов.

И в декабре-январе события 26 ноября оказались окончательно забыты: их «перекрыла» судьба Майкопской бригады.

А что же случилось с плененными танкистами?

Московские власти открещивались-открещивались, но всё же 1 декабря 1994 года Б. Н. Ельцин признал их российскими военными (так как было решено начинать полномасштабную операцию).

В большинстве источников указывается, что большая часть российских танкистов была отпущена дудаевцами (кого-то забрали правозащитники, кого-то Дудаев отпустил для «репутации», как «жест доброй воли»).

Тем не менее, не все. Где-то указывается, что боевики отказались отпускать одного пленного (якобы напавшего на конвоира), где-то — что двух или даже больше.

Но все же в данной ситуации правозащитники и даже некоторые депутаты в кой-то веки сделали что-то полезное. Большую часть танкистов из плена тогда удалось вытащить.
Но все же в данной ситуации правозащитники и даже некоторые депутаты в кой-то веки сделали что-то полезное. Большую часть танкистов из плена тогда удалось вытащить.

Увы, но выяснить точную судьбу участников данной, кхм, операции — сейчас вряд ли возможно.

В любом случае, это был однозначный провал, уроки которого не то что не были усвоены, по сути российское руководство решило наступить на грабли... побольше и потяжелее.

Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!