Найти в Дзене

Роман с наукой: почему для создания социального детектива о Японии 50-х мне пришлось изучать геополитику и этнографию

Итак, из типографии в магазины приехала вторая книга моей серии «Расследование ведет редактор» — детектив «Отчет о незначительных потерях». После выхода первой части, «Личное дело господина Мурао», я рассказывала не столько о сюжете, сколько об основах серии, героях и о том, почему действие происходит в послевоенной Японии. «Личное дело…» — это камерная история, где социальная тематика переплетается с личной драмой сыщика. Но к работе над «Отчетом о незначительных потерях» я уже хорошо понимала законы и цели социального детектива — и теперь могу рассказать здесь о книге, которая полностью соответствует его жанровым рамкам. Я советую начать чтение с первого романа, чтобы увидеть, как формируется уникальная оптика Эмилии, позволяющая ей замечать то, что скрыто от других. Однако начать можно и с «Отчета...»: каждое дело — это самостоятельная и законченная детективная история. В «Отчете о незначительных потерях» частное расследование быстро превращается в системное. Арисима Эмилия, сотрудн

Итак, из типографии в магазины приехала вторая книга моей серии «Расследование ведет редактор» — детектив «Отчет о незначительных потерях». После выхода первой части, «Личное дело господина Мурао», я рассказывала не столько о сюжете, сколько об основах серии, героях и о том, почему действие происходит в послевоенной Японии. «Личное дело…» — это камерная история, где социальная тематика переплетается с личной драмой сыщика. Но к работе над «Отчетом о незначительных потерях» я уже хорошо понимала законы и цели социального детектива — и теперь могу рассказать здесь о книге, которая полностью соответствует его жанровым рамкам.

Я советую начать чтение с первого романа, чтобы увидеть, как формируется уникальная оптика Эмилии, позволяющая ей замечать то, что скрыто от других. Однако начать можно и с «Отчета...»: каждое дело — это самостоятельная и законченная детективная история.

В «Отчете о незначительных потерях» частное расследование быстро превращается в системное. Арисима Эмилия, сотрудник исторического журнала «Дземон», получает задание — расследовать исчезновение людей на далеком заснеженном Хоккайдо. Там бесследно пропал целый рыбацкий поселок, народ каигату, известный уникальной техникой перламyтровой инкрустации. Власти ссылаются на вспышку холеры, местные говорят о мести морского демона садзаэ-они. Но Эмилия быстро понимает, что правда страшнее и проще; ей предстоит столкнуться с экономическими махинациями, борьбой за ресурсы и системой, которая готова скрывать преступления.

Селение выглядело странно даже для места, где давно не было людей. Казалось, что его покинули пять, а то и семь сезонов назад. На единственной улице и во дворах лежал слой плотной грязи, будто оставшейся еще с прошлого или позапрошлого таяния снега. Дома, по крайней мере на окраине, были заперты, а заглянуть внутрь мешали крепкие деревянные решетки на окнах. Во дворах было так же грязно, как между рядами домов, хотя здесь будто пытались навести порядок. У стен теснились ряды рыбацких ящиков и бочек для засолки. Некоторые из них оказались разбиты, в другие небрежно свалили кухтыли и снасти — и целые, и сломанные.
«Отчет о незначительных потерях»

Чтобы история выглядела достоверно, мне пришлось изучить геополитическую обстановку тех лет, отношения между народами Японии и принципы работы теневой экономики. А еще погрузиться в этнографические материалы: народ каигату я наделила чертами реальных культур с традиционным укладом — от мифологии до системы табу. Вся эта работа была нужна для одного: чтобы вымышленная история воспринималась как нечто, что могло бы случиться на самом деле.

Расследование Эмилии и ее друзей по сути становится этнографическим. Они не ищут улики, а восстанавливают картину мира каигату. Чтобы раскрыть дело, героям приходится погрузиться в легенды о духе-хранителе садзаэ-они, разбираться в их ремесле и сталкиваться с фольклором. Детская считалочка дважды помогает им продвинуться в расследовании. Встреча с ленинградским геологом, который якобы изучает вулкан Комагатаке, наводит их на след политических интересов советской стороны. А уникальное ремесло и мифология каигату оказываются и пружиной, запустившей преступление, и ключом к его раскрытию.

И это преступление — не отдельное злодеяние, а следствие системного пренебрежения к культурам малых народов. Даже место действия — холодный, удаленный север Хоккайдо с его полузаброшенными поселками — создает среду, где такое исчезновение могло долго оставаться незамеченным.

Так возникает главный конфликт: столкновение живой устной памяти каигату с безразличным языком бюрократии. «Отчет о незначительных потерях» для меня — важный рубеж. Если в первом романе социальная тема была фоном для личной истории героя, то здесь она вышла на первый план и стала основой сюжета. Получился детектив, где нужно сначала понять целый мир, чтобы понять и то, почему кому-то понадобилось стереть его с карты.

__________________

Подписаться на сообщество в ВК
Подписаться на канал в Telegram