Найти в Дзене
Weekend

Новые экспозиции Москвы и Петербурга: куда пойти и что смотреть?

Оглавление

Новые экспозиции Москвы и Петербурга

Конец осени. Куда ни пойди — в музей, где с комфортом обустроилось уличное искусство, в галерею, где широко представлена коллекция «мирискусников»,— все толкает на размышления о пройденном пути.

Текст: Елена Соломенцева

Экспозиция выставки «Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных» в KGallery.📷Фото: предоставлено галереей KGallery
Экспозиция выставки «Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных» в KGallery.📷Фото: предоставлено галереей KGallery

«5 углов. Пять коллекций искусства уличной волны»

Ruarts Foundation, до 10 мая 2026

Стрит-арт в стенах галерей и музеев сегодня никого не удивляет: художники, которые часто начинали творить полулегально под открытым небом, теперь полноправные игроки арт-рынка, их работы — часть солидных собраний. Новому положению от силы десяток лет, и во многом ему мы обязаны коллекционерам, которые упорно делают выбор в пользу уличного искусства, собирая по крупицам знаковые работы и сохраняя его историю.

Фонд Ruarts, как обладатель одного из крупнейших собраний российского уличного искусства, объединил в проекте «5 углов» пять частных коллекций, чтобы представить это арт-направление глубоко и многогранно — с разных точек зрения.

Гостей встречает трехметровый «Боксер» (2018) Дмитрия Аске, нацелившийся на кирпичную стену,— изюминка коллекции основателя фонда Ruarts Марианны Сардаровой. Ее собрание музейное: ключевые имена, разные техники, масштабные проекты. Есть по-настоящему культовые вещи вроде трансформаторной будки с граффити «Катастрофа наших дней» (2018) от ZOOM.

У каждого коллекционера свои приоритеты. Галеристка и соосновательница биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина выбирает яркие работы и высказывания — в ее собрании много красок и хлестких слоганов. Издатель тиражного искусства Эльчин Али-заде делает ставку на дерзких экспериментаторов вроде Кирилла Кто и популяризирует их творчество. Арт-директор Ruarts и куратор выставки Катрин Борисов субъективно предпочитает абстракцию и тонкую эротику в уличной культуре. А художник и коллекционер Дмитрий Аске выделяет среди коллег талантливых рисовальщиков.

Всего на выставке более 150 произведений от 63 художников. Причем многие из них представлены в каждом из пяти собраний и в финальном зале с выборкой фаворитов от всех коллекционеров. «Это значит — пласт “классиков” российского искусства уличной волны уже сформирован, случайные художники не попадают во все коллекции»,— объясняет Катрин Борисов.

«Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных»

KGallery, Санкт-Петербург, до 8 марта 2026

В Петербурге есть шанс в естественной среде изучить закрытое частное собрание семьи Куниных — коллекционеров начала XX века, которые фокусировались на произведениях художников объединения «Мир искусства». В галерее воспроизвели их квартиру и выставили около 40 живописных и 190 графических работ, которые Яков Кунин и его жена Александра приобрели с 1918 по 1922 год. Здесь и мифологические образы Виктора Борисова-Мусатова, и эстетские портреты Константина Сомова, и мистический Николай Рерих, и трогательный Борис Кустодиев с авангардным Кузьмой Петровым-Водкиным.

Как Куниным удалось собрать такую коллекцию в столь непростой для России период? С помощью небольшого купеческого наследства и подруги семьи — галеристки Надежды Добычиной. Именно она посоветовала паре приобрести графическую серию Александра Бенуа к постановкам «Петрушка» и «Венецианский купец». Она же познакомила их с Константином Сомовым и Зинаидой Серебряковой. Художница написала портрет Александры Куниной (1921) и подарила супругам свой автопортрет (1921) в знак благодарности за их помощь — в виде запаса дров — во время волнений в Петрограде.

За 100 лет состав коллекции Куниных практически не изменился: продали только одну картину — портрет Надежды Добычиной кисти Константина Сомова — сейчас она в коллекции КGallery и тоже присутствует на выставке. Произведения пережили Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда и лихие девяностые, время от времени участвуя в групповых выставках. После 2010 года они нигде не экспонировались, так что увидеть сегодня коллекцию в КGallery — уникальная возможность. Показы проходят по сеансам в сопровождении аудиоспектакля от актеров Вениамина Смехова и Галины Аксеновой.

«Это было со мной»

ЦСИ «Винзавод», до 11 января 2026

Большая — чтобы не сказать тотальная — инсталляция российского современного искусства на двух этажах, в Цехах красного и белого, не про ностальгию — она про присвоение опыта. «Это было со мной, с моим участием: я там был, жил, творил» — так говорят участники проекта, который стал вторым этапом направления ЦСИ «Винзавод» — НИИ Архив.

Среди авторов — в большей или меньшей степени именитые художники, на чьем творческом пути ЦСИ «Винзавод» стал важной вехой. Кто-то здесь резиденствовал, кто-то участвовал в групповых выставках, кто-то экспонировался персонально. В любом случае им есть что об этом месте вспомнить, а способ свидетельствования у каждого свой.

Дмитрий Гутов вспоминает, как на выставке «Верю!» 2007 года потрясал публику своей работой «Стопы» — увеличенным в несколько десятков раз фрагментом картины Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», и создает к ней сиквел — зумированный фрагмент «Уверения Фомы» Караваджо. Таким образом художник показывает, как за 18 лет преодолел путь от смертной тревоги к надежде.

Кадры из фильма «Драма», режиссер Евгений Гранильщиков, 2025.📷Фото: пресс-служба ЦСИ ВИНЗАВОД
Кадры из фильма «Драма», режиссер Евгений Гранильщиков, 2025.📷Фото: пресс-служба ЦСИ ВИНЗАВОД

Ирина Корина приглашает в коворкинг «У Черной скалы», зону творчества и отдыха с центральным экспонатом ее персональной выставки 2018 года — огромной надувной скалой. Можно воспринимать это место как стилизованный советский пляж или арт-зону, где каждый зритель может присесть за стол и слепить собственный ландшафт из пластилина. Можно считать за метафору перехода из одного жизненного этапа в другой, от пассивного зрительства к активному.

Петр Белый разрезает пустоту текущего момента тенями прошлых образов и неизменным черным солнцем цилиндрической пилы. Ян Гинзбург представляет оммажи на собственные оммажи Илье Кабакову 2017 года. Евгений Гранильщиков плывет по ностальгическим волнам своей юности в документальных видеозарисовках из нулевых. Иван Новиков трогательно рифмует коллекции своих родителей, которые недавно ушли из жизни, и собственные экспозиции в ЦСИ «Винзавод» как звено семейной связи.

Приходить на выставку лучше с экскурсией или готовностью много читать: контекст здесь — полноправная часть проекта, без него многое будет непонятно.

Подробнее о выставке «Это было со мной» — читайте в интервью с ее куратором Виктором Мизиано.

«Ксовилеби»

Totibadze gallery, до 2 декабря 2025

Еще одна «выставка воспоминаний» в ЦСИ «Винзавод», правда, исключительно ярких и теплых. Настоящий праздник жизни, собранный из взглядов на мир с разных ракурсов, балетных па, детских улыбок, застолий и вкусных завтраков,— ретроспектива творчества пары художников, основателей галереи Ирины и Георгия Тотибадзе.

Эти воспоминания очень личные, плотно сплетенные в «ткань жизни» — от грузинского «ксовилеби». Здесь встречаются работы разных лет и авторства: масштабные пейзажи Георгия перемигиваются с камерными портретами друзей от Ирины. А фото Александра Смирнова (признан Минюстом РФ иноагентом) приоткрывают дверь на творческую кухню художников, показывают их за работой и в милых бытовых эпизодах. В целом от выставки у зрителя ощущение, что его позвали на семейный праздник и принимают как дорогого гостя — сразу со всеми знакомят, сажают за изобильный стол — остается только затянуть песню.

Параллельно с этой выставкой персональная ретроспектива Ирины и Георгия Тотибадзе «Комореби» идет в ММОМА на Гоголевском бульваре до 1 февраля 2026 года.

Ретроспектива Валерия Чтака «Это не все, но многое»

Cube.Moscow, до 7 декабря

«Это не все, но многое» от Syntax gallery — первая большая выставка работ Валерия Чтака без его участия: весной 2024 года художника не стало. Здесь около 70 произведений на холстах, картоне, готовых объектах плюс видеоинтервью — попытка окинуть взглядом творческий путь длиною больше чем в 20 лет. Псевдоним Чтак Валерий в юности позаимствовал у надписи на кузове проезжавшего мимо грузовика. Учился в авангардной школе Тер-Оганьяна, играл в рок-группе Sthow’s Seths, выставлялся в России и за рубежом, получал премии (стал художником года ярмарки Cosmoscow-2022). Сегодня его работы можно найти в коллекциях ММОМА, Третьяковской галереи, МАММ и других музеев.

Валерий Чтак — художник, который из любой картонки мог сделать арт-объект с россыпью самобытных персонажей, зашифрованными посланиями на разных языках и тоннами постиронии. Он просил не причислять себя к стрит-арту и утверждал, что дадаист (иррациональный и бессистемный разрушитель художественных канонов). Хотя в его работы из уличной культуры перекочевали баллончики, теги, панельки, скейтборды, по духу он был ближе к Эрику Булатову, Виктору Пивоварову и другим московским концептуалистам.

Библиотековед по профессии, начитанный Чтак постоянно сталкивал в произведениях свое выдуманное альтер эго в цилиндре — Mr. Sthow — с Францем Кафкой, Фридрихом Гегелем, Жилем Делёзом и другими авторами-философами. Что касается художников, то в референсах — Рене Магритт, Йозеф Бойс и Жан-Мишель Баския. Простое и доступное на первый взгляд искусство Чтака содержит много смысловых слоев, которые становятся заметны, если копнуть глубже. За броскими фразами — осмысление конечности жизни и ее неуловимого смысла, за абсурдными забавными картинками — жизненные парадоксы, за сериями повторений (вроде «Города РФ») — смех сквозь слезы. Сам художник называл свой творческий метод слоизмом и настаивал на нелинейном нарративе.

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!